Хит про Агу войдет в трехтомный российский песенник
Неужели в забайкальской столице придумали новый вид отката? Именно такой вопрос невольно пришел на ум, когда в редакцию «Забмедиа» попали документы о кульбитах читинских руководителей вокруг строительства печально известной каштакской развязки. Почему миллиардный проект до сих пор не сдан, и кому это может быть выгодно? Попробуем разобраться…
Только язык развязали
Все, думаю, помнят, как в 2011 году в Чите начали возведение одного из крупнейших строительных объектов последних десятилетий. Его общая стоимость даже на начальном этапе оценивалась в 1 миллиард 250 миллионов рублей. Строители из омской компании «Мостовик» приступили к работе в сентябре, и процесс не останавливали даже зимой. Оптимисты тогда говорили, что развязка, наконец, решит все проблемы с низкой пропускной способностью дороги в Каштак, и заживут читинские автомобилисты радостно и счастливо. А произойдет это не иначе как в конце строительного сезона 2013 года.
Стоит ли говорить, что город-сад на месте вечной пробки в Каштаке читинцы ни в 2013-ом, ни годами позже так не увидели. Тогдашний мэр города Анатолий Михалев, ныне занимающий пост председателя гордумы краевой столицы, с сожалением отрапортовал о переносе сроков сдачи объекта на 2014 год. Причиной срыва еще не спящий руководитель назвал недоработки строителей, которые просто «не выполнили взятые на себя обязательства».
Впрочем, ни первая, ни вторая очереди развязки до сих пор не введены в эксплуатацию. Причина – обанкротивший генподрядчик. Как говорится, омский «Мостовик» уехал, а веселые и находчивые в администрации остались.
Преступное великодушие?
Далее факты. Известно, что в конце 2013 года комитет по развитию инфраструктуры Читы заключил контракт на 609,3 миллиона рублей с тем самым ООО «НПО Мостовик». Генподрядчику поручили построить вторую очередь развязки. Однако наработали омичи только на 13,1 миллиона, причем, с нарушением утвержденного графика. Как следствие, читинская администрация 11 марта 2015 года приняла решение расторгнуть договор с обанкротившейся компанией в одностороннем порядке. Оснований, как видно из текста документа, более чем достаточно. Расторгай – не хочу.
А тут-то и начались кульбиты. После вышеупомянутого решения на официальном сайте госзакупок появилась информация о расторжении контракта, но уже по соглашению сторон. Документ датирован 10 марта того же года. Казалось бы, что в этом криминального? Ну, поняли стороны друг друга, ну, пожали руки, ну, ошиблись, может быть. Так-то оно так, только это «рукопожатие» фактически стоило дырявому бюджету забайкальской столицы 186 миллионов рублей. Да и сам факт такой резкой перемены попахивает откровенным подлогом.
Дело в том, что все контракты предполагают финансовое обеспеченье их исполнения . В нашем случае это 30% (186 миллионов рублей) от суммы контракта. Простыми словами, когда подрядчик – «Мостовик» - брал на себя строительство развязки, компания либо перечислила на банковский счет 30% от суммы всех заявленных работ в качестве гарантии их выполнения, либо сам банк предоставил гарантию на те же 30% от суммы сделки. Как бы то не было, в том случае, если контракт будет расторгнут в одностороннем порядке за нарушение договорных условий, заказчик – администрация Читы – имеет полное право удержать эти 186 миллионов рублей в доход городского бюджета. В случае, если контракт расторгнут по соглашению сторон, права на эти миллионы Чита теряет.
Теперь, думаю, всем понятна природа опубликованного на сайте госзакупок документа. Зачем нищей Чите делать такие подарки банкроту «Мостовику»? Ох, уж этот скверный запах отката…
Возвращаясь к датам документов, следует обратить внимание и на то, что соглашение сторон было заключено с внешним управляющим предприятия-банкрота. Резолютивная часть определения арбитражного суда Омской области о его назначении была объявлена 10 марта, а полный текст документа изготовлен только 16 марта 2015 года. И каким таким чудом руководство Читы и внешний управляющий «Мостовика» в тот же день подписали документы?
И еще подарок
Но и это еще не все деньги, которые наши талантливейшие и принципиальнейшие руководители могли вернуть в городской котел. Впору вспомнить самый первый контракт с «Мостовиком» от 14 июня уже далекого 2011 года. Сумма его тогда превысила 1,15 миллиарда рублей. Как и в случае со второй очередью развязки, обеспечение контракта составило 30% от общей его стоимости, то есть, более 346,4 миллиона рублей.
Самое интересное – то, что, как и случаи со 186 миллионами рублей, многомиллионное обеспеченье строительства первой очереди объекта никто не удержал в доход городского бюджета. Основания те же – договор расторгли по соглашению сторон. И снова этот запах. Не чувствуете?
Не нужно быть гениальным математиком, чтобы посчитать откровенно профуканные читинскими властями деньги. За всю историю строительства беспрецедентного для Забайкалья проекта их набралось аж 532 миллиона рублей. Недурно, особенно с учетом того, что по доходам читинский бюджет-2016 составил всего чуть более 3,7 миллиарда рублей. Расходы – более чем на 220 миллионов рублей больше.
Уверен, что любого жителя столицы края, особенно представителей муниципальных учреждений образования и культуры, поразит такое великодушие гениальных читинских руководителей. Да и запах того самого отката, возможно, они тоже уже чувствуют.
Для справки:
Откат – неофициальное название части денежных средств, выделяемых на выполнение работ по государственному заказу, которую исполнитель заказа в благодарность за получение данного заказа, работы возвращает заказчику в лице чиновника, руководителя государственного органа (источник: dic.academic.ru). Техники откатов постоянно совершенствуются. Возможны варианты, когда представители заказчика получают материальное вознаграждение за подписание документов, позволяющих подрядчику избежать потери суммы обеспеченья контракта.