Волейбольная «Забайкалка» завершила сезон на девятом месте
...но она не сдаётся, - уверен директор Читинской Государственной кинокомпании Николай Привалов, рассказавший, как в Забайкалье пройдёт Год российского кино.
Николай Николаевич, многие наши читатели не знают, что представляет собой Читинская Государственная кинокомпания, чем её структура отличается от советской?
- Структура принципиально не изменилась, только если раньше она была «ветвистой» и мощной, то сейчас несколько «ужалась». Было время, на балансе управления кинофикации Читинской области находилось 820 киноустановок, 35-40 кинотеатров и множество арендованных киноустановок в клубах и школах. Но наступил 1991 год, сельские киноустановки перешли в муниципальную собственность, и на нашем балансе оказалось всего несколько кинотеатров. Тогда же в Чите кинотеатры «Спутник», «Родина», «Мир», «Юность» превратились в культурно-досуговые центры с теми же названиями, но с различными формами собственности, «Удокан» стал муниципальным, и сейчас лишь кинотеатр «Бригантина» в единственном числе принадлежит кинокомпании.
«Бригантина» - наша «палочка-выручалочка». С переходом на «цифру» этот кинотеатр стал техническим центром, на базе которого со спутника принимаются контенты фильмов, копируются и направляются в оснащённые цифровым оборудованием киноустановки края – в Краснокаменск, Кокуй, Борзю, Карымскую, Хилок и Могочу.
Работаете ли вы плёночными фильмами?
- Фильмы на пленке ещё смотрят. Но…в середине прошлого года выпуск картин на кинопленке прекратился. Последний фильм – «Путь на Берлин», который выпустили к 70-летию Победы. Всё. Плёнка «Кодак» и «Фуджи» больше не производится.
В кинотеатрах, оборудованных «под плёнку», мы используем киноленты фонда «Национальное достояние» - то, что есть в свободном доступе, чтобы не нарушать авторские права, и те фильмы, по которым ещё действует прокатное удостоверение. То есть мы их купили, и сроки проката ещё действительны.
Технический прогресс ударил по кинотеатрам, отправив в пике - спад по посещаемости, сильно упавшие валовые сборы. А теперь ещё и кризис…
- Раньше ежегодное число зрителей измерялось миллионами. В 1985-88 годах, например, ежегодно по Читинской области в среднем регистрировалось 17 миллионов кинопосещений, то есть каждый житель 13 раз в году ходил в кино. В 2015 году этот показатель меньше единицы – в среднем одно посещение. В краевом центре в прошлом году всеми кинотеатрами суммарно обслужено 650 тысяч зрителей. Это в 20 раз меньше, чем в советское время.
Всё правильно – пришло время интернета, многоканального телевидения и других источников информации. Но кино по-прежнему живёт, не без потерь, конечно. А теряем зрителя из-за отсутствия единого подхода: из двухсот выпускаемых ежегодно фильмов показываем 50-70, причём одни и те же практически одновременно. Каждый борется «за кассу», обедняя зрителя, так как «за бортом» остаются так называемые «клубные», элитные фильмы. И эту ситуацию невозможно переломить, потому что каждый собственник и балансодержатель старается заработать. Единой культурной политики в этом пространстве теперь нет.
Поэтому в первую очередь в обязательном порядке нужно решать вопросы оснащения – переводить действующие кинотеатры с плёнки на цифру, работать в других форматах (DVD, Blay Rel), и тогда у людей появится дополнительный вид досуга - поход в кино. У нас ведь сейчас до сорока процентов населения лишены такой возможности.
Какие кинотеатры оборудуют по-новому?
- В декабре Фонд кино выделил 705 миллионов рублей на модернизацию старых и открытие новых кинотеатров в малых городах России с населением меньше ста тысяч человек. Это первый этап, в котором по стране участвуют 650 кинотеатров, но пока только142 получили субсидию в пять миллионов рублей. Среди них – киноконцертный зал «Амар Сайн» в Агинском, в котором на эти деньги будет смонтировано 3D-оборудовние.
Ещё поданы заявки на переоснащение «плёночных» кинотеатров «Нерча» (Нерчинск), «Восток» (Борзя), «Россия» (Первомайский), «Экран» (Карымское), «Космос» (Балей), «Авангард» (Кокуй). Надеемся, что им повезёт на втором этапе, ведь обещано, что до полутора миллиардов рублей будет выделено дополнительно на те же самые цели.
Но по условиям конкурса кинотеатры, которым «повезёт», будут обязаны в течение трёх лет работать российскими фильмами в объёме не менее 50% от всех сеансов в месяц. Останутся ли они рентабельными?
- Это, конечно, сложно. Можно не набрать столько лент. Например, в прошлом году впервые с 2003-го ни один российский фильм не попал в десятку самых кассовых фильмов. Хотя вышло в прокат рекордное количество отечественных фильмов – 126! Значит, придётся задействовать плёночный фонд и надеяться, что не только (как обещают) число российских картин в прокате увеличится на 20%, но и появятся фильмы-события, такие как, например, «Легенда №17», в 1913 году собравший только по России 30 миллионов долларов.
Наши фильмы – это хорошо, но как перестроить сознание целого поколения, выросшего на американских блокбастерах?
- Здесь может помочь только клубная работа, которой непочатый край. По-другому нельзя. Конечно, проще работать с блокбастерами – никаких хлопот, порядок в кинотеатрах поддерживай и всё. Для того чтобы вернуться к содержательному российскому кино, над которым надо думать, надо, во-первых, его иметь, во-вторых, нужны специалисты, а у нас всех методистов сократили. Только так можно предоставить полноценный доступ к новинкам национального кинематографа.
Будут ли повышаться цены на билеты?
- Налицо тенденция к снижению посещаемости, поэтому, если в кинотеатре умный менеджер, он не станет повышать стоимость билетов. Кроме того, у наших кинотеатров есть некоторые привилегии – они получают господдержку, а значит надо цены сдерживать – зритель наш богаче не становится.
Состоится ли в этом году VI Забайкальский международный кинофестиваль?
- Фестиваль в работе. Возможно, в связи с экономической ситуацией изменится его формат – будет ограничено число приглашённых гостей, но содержание фестиваля от этого не пострадает. Дело известное: кризис первым делом бьёт по культуре, но председатель оргкомитета ЗМКФ Виктор Шкулёв руки не опустил, и хотя возможности его тоже ограничены, кинофестиваль состоится, и уже к началу марта будет известен его репертуар.
Как задействована кинокомпания в мероприятиях, посвященных Году кино?
- План составлен. Теперь вся надежда на качество премьерных фильмов, на актёров и режиссёров, которые приедут к нам их представлять. В первую очередь надеемся на семь российских картин, каждая из которых должна привлечь к себе повышенное внимание и получить хорошие прокатные сборы. Это:
«Ледокол» Николая Хомерики. Фильм-катастрофа сделан той же компанией, которая работала над картиной «Метро». Картина основана на реальных событиях и рассказывает о вынужденном дрейфе научно-исследовательского судна «Михаил Сомов» у побережья Антарктиды в 1985 году.
«Большой» Валерия Тодоровского. Говорят, что картина про Большой театр, отсюда и название, но авторы утверждают, что это не так. Их объяснение: фильм про балет и про грандиозный труд, который кроется за красивым танцем на величественной сцене.
«Матильда» Алексея Учителя. Как говорят авторы, это фильм не о балете и это - не авторское кино. Это короткая история, включающая период от свадьбы Николая Второго до его коронации, когда маленькая женщина - балерина - могла изменить судьбу нашей страны.
«Викинг» Андрея Кравчука. В основу этой исторической саги, которую ещё до выхода сравнивают с суперуспешным западным сериалом «Игра престолов», легла «Повесть временных лет».
«Экипаж» Николая Лебедева. Этот фильм - чемпион в плане зрительских ожиданий. Старшее поколение проявляет к нему интерес, поскольку сравнивает с «Экипажем» Александра Митты. Продюсер отрицает, что фильм является ремейком картины 1979 года.
«Дама Пик» Павла Лунгина. Действие происходит в наши дни - страсти, азарт игры, гонка за славой, жажда удержать молодость – в этом психологическом триллере переплелись опера и современная жизнь.
«Дуэлянт» Алексея Мизгирева. Главный герой - разжалованный офицер Яковлев в исполнении Петра Федорова - профессиональный дуэлянт, который зарабатывает на жизнь, участвуя в поединках за других людей. Действие происходит в Петербурге сразу после страшного наводнения 1824 года.
Факт
В 2015 году общие сборы 10 самых успешных российских картин составили 3 млрд 723 млн рублей. Для сравнения: на топ-10 зарубежных лент в российском прокате пришлось 13 млрд 649 млн (данные интернет-портала «ПрофиСинема»).