В субботу в Чите угнали две «Тойоты»: «Харриер» и «Марк-2»

13:03, 24 марта 2008

С момента, когда внешнеполитические движения вокруг нашей страны достигли некой критической отметки и воплотились в санкции и продовольственное эмбарго – подобие железного занавеса, отечественные товаропроизводители возрадовались – такая возможность потеснить иностранные продукты на отечественных прилавках! В это самое время совсем рядом с нами, в поселке Бургень Читинского района, в течение пяти лет планомерно разваливалось успешное предприятие…

В канун нового, 2016 года в Бургени прошло большое собрание членов производственного кооператива (ПК) «Бургенский» с его руководителем Дмитрием Семеновым. Именно он возглавлял ПК последние пять лет. На встрече, куда были приглашены представители администрации, СМИ и районной прокуратуры, вскрылись весьма интересные подробности хозяйственной деятельности Семенова.

Это были 90-е…

В 1995 году на базе совхоза «Шишкинский» Читинского района образовался производственный кооператив «Бургенский», объединивший несколько сел, в том числе и село Бургень. Кооператив возглавила Татьяна Перфильева. Обратите внимание на год образования и, пожалуйста, вспомните, в каком социально-экономическом состоянии в тот момент была страна. Предприятие, в котором у каждого работника была своя часть – пай, выращивало картошку, капусту, у них была молочная ферма, а где молоко, там и мясо. Паи, имущественные и земельные, были зафиксированы в едином списке, но на тот момент всех это устраивало. Кому нужно было документальное подтверждение, если кооператив давал работу и, самое главное, помогал развивать личное подворье?

Сама Татьяна Александровна рассказывает, что работать приходилось по всякому: когда не было денег, зарплату приходилось выдавать «натурой» - расчет с предприятиями за поставку молока или мяса осуществлялся на бартерной основе. Денег не было, но люди в деревнях не бедствовали – все, что было нужно, председатель кооператива для своих работников находила, доставала, справляла.

…На вышеуказанном общем собрании в декабре Татьяна Александровна представила отчет о работе ПК на момент, когда она оставила пост председателя. Стоит отметить, что все производственные показатели, количество техники и число голов скота бывшая руководитель знает почти наизусть:

- Каждый год ПК «Бургенский» засеивал более 1000 га зерновых, около 100 га картошки, до 200 га зеленки. В 2005 году на пять лет кооператив заключил соглашение на реализацию картошки на выгодных для предприятия условиях. 700-900 га паров вспахивали ежегодно. На момент моего ухода, в 2010 году, было 750 голов скота, из них 220 дойных коров и 115 телок; 119 лошадей было, которых мы забивали и сдавали на мясо. С населения мы ежедневно собирали по 1500 тонны молока. На своей пилораме мы заготавливали около 1000 кубов леса. 90 человек были заняты в течение года стабильно, а на сезонные работы – еще больше.

С 1995 по 2001 года мы обеспечивали мясом, молоком, картошкой районную Верх-Читинскую больницу, детскую и клиническую областные больницы. Поставляли мясо и зерно в Дарасунский завод горного оборудования. Учитывая то, что расчета наличными средствами не было, нам приходилось возить в деревню товары – белье, продукты, мебель, ковры, бытовую химию. Все это было в счет зарплаты, и все были довольны.

На 2010 год в хозяйстве числилось 12 тракторов МТЗ, 3 трактора К-700, 8 комбайнов, из них 2 на гусеничном ходу, 4 сеялки, картофелесажалка, 3 копалки, сенокосная техника – плуга и культиваторы. Автомобили для нужд кооператива были: Уралы, ЗИЛы, «Волга», автобус даже был, а также молоковоз, бензовоз. В общем, рабочей техники было достаточно, да и в личных подворьях тоже была техника, - рассказала Перфильева.

Любая руководящая работа – это большая ответственность и большой риск, работа с людьми – это тоже дело непростое, особенно на селе. По сути, на ее плечах была не только работа, нацеленная на рост производства и получение прибыли, но задачи по поддержанию и развитию социальной сферы поселка.

- И уговаривала, и ругалась, и по соплям некоторые получали за свои проступки, - продолжала рассказ экс-руководитель.

Производственный кооператив в таком виде существовал до 2010 года. Самое сложное время, взлеты и падения отечественной экономики пережило небольшое коллективное хозяйство. Но вот дальше, как говорится, что-то пошло не так…

2010 год – смена власти

Настал тот момент, когда Татьяне Александровне надоело уговаривать и раздавать подзатыльники. Тут-то и появился г-н Дмитрий Семенов. Не мальчик уже, умный, неплохой хозяйственник, он убедил Перфильеву в том, что лучше него никто не сможет и дальше развивать успешное совместное хозяйство. Но после пяти лет «правления» нового хозяина, у бывших членов совхоза возникли вопросы: «Где те богатства, которые были еще в 2010 году?» «И почему на предприятии работают чужие люди, а не жители деревни?»

По словам бывшего председателя Перфильевой, практически сразу же, как Семенов «вступил во власть» начались изменения, не понятные простым жителям деревни. Первым делом новый хозяин подал объявление в газету «Земля», в котором предлагал забрать земельные и имущественные паи жителям деревни. Об этом объявлении никто из пайщиков, естественно, не знал, и паи свои никто не забирал, но это не помешало на бумагах лишить пайщиков их законного имущества.

В июле 2011 года Семенов проводит очередное заседание членов кооператива «Бургенский» на котором присутствуют – внимание! – члены кооператива с правом голоса: сам Семенов, его жена и теща, и некий мужчина, тоже ставший почему-то членом кооператива без решения общего собрания. На этом же собрании из кооператива бывшая председатель Перфильева и еще несколько человек были исключены, их паи переданы в ПК «Бургенский». Сами понимаете, что никаких заявлений исключенные не подписывали и о том, что паи они «подарили», узнали самыми последними. В этот же момент принимается и новый Устав предприятия, о котором люди, живущие и работающие на этой земле, ничего не знают. Ни Устав, ни факт своего исключения из долевой собственности пайщики, конечно, не признают.

Порадовало одно, что самый главный спор – почему жители села Бургень больше не являются пайщиками в существующем предприятии – разрешил, на сколько смог, заместитель прокурора Читинского района Михаил Вальсов. Он разъяснил Семенову, что некогда принятый им Устав – документ фиктивный и никакой ценности не несет. Зампрокурора объяснил, что пайщики вправе следить за работой руководителя предприятия и, при необходимости, организовать комиссию для переписи имеющегося на данный момент имущества. Кроме того, именно пайщики, которые по простоте душевной вверили свое имущество и право руководить производственным процессом Семенову, могли в любой момент оспорить его решения. Жаль, что своевременно этой возможность никто не воспользовался.

Итогом декабрьской встречи стало решение о создании контрольно-ревизионной комиссии для того, чтобы определить, что осталось от некогда процветающего предприятия.

Первый раз контрольно-ревизионная комиссия собралась в середине января 2016 года. Все имущество переписать не удалось, поскольку некоторые помещения были закрыты, и доступ к ним имеет только сам Семенов. Но и эти результаты заставляют задуматься в компетенции руководителя:

- На данный момент в ПК «Бургенский» около 300 голов КРС, из них 80 дойных коров и 200 голов разновозрастного молодняка, 70 лошадей. Из 12 тракторов МТЗ осталось три, из них только один на ходу. Из трех тракторов К-700 один стоит без колес. Осталось 2 комбайна, 2 культиватора, 2 плуга, 2 копалки. Автомобили проданы или сданы на металлолом. Техника со сгоревшей пилорамы тоже вывезена на металлолом, - сообщает Татьяна Перфильева.

Другая сторона вопроса

Материальные, имущественные отношения – это только одна сторона вопроса. Надо сказать, что Семенов не только мастерски развалил богатое предприятие, но еще и умудрился рассориться с сельчанами-работниками. Нельзя забывать, что на земле работают люди, у которых есть своя жизнь, свои интересы и проблемы, которые хотят к себе адекватного отношения.

Но Семенов забыл. Власть – она, вообще, очень тяжелая ноша, а власть, отягощенная соблазном – и вовсе испытание, которое не каждый способен вынести. Безусловно, работать нужно по законам и правилам, но нельзя слепо следовать букве закона, не принимая во внимание ситуации, особенности, форс-мажорные обстоятельства. Там, где Перфильева действовала методом кнута и пряника, Семенов выбрал радикальную политику – «по закону». А по закону значит как: загулял – уволили, с техникой что-то случилось – радуйся, что уволили, а не заставили восстанавливать за свой счет.

И естественно, ни о каком развитии социальной сферы не могло идти речи...

На той самой большой встрече, когда селяне словно бы очнулись ото сна и стали задавать вопросы, Семенов ответил прямо – социальной сферой он заниматься не будет, для работы ему достаточно привлечь наемных работников, никаких идей по развитию предприятия и села вместе с ним у него нет.

Удивляет и тот факт, что во время беседы с жителями села, Семенов не мог дать точного ответа ни на один вопрос по работе ПК: в численности голов КРС он путается, о доходах просит узнавать у бухгалтера, по прочим вопросам – отправляет к юристам. Складывается впечатление, что это не хозяин, а наемный рабочий, причем, не совсем компетентный.

***

В настоящее время жители села Бургень, которым еще важно сохранить деревню и сделать ее богатой, под руководством Татьяны Перфильевой проводят опись оставшегося после руководства Семенова имущества, готовят документы в прокуратуру, консультируются с юристами, чтобы избежать очередного обмана, наводят справки о том, какие средства Семенов получал на развитие своего предприятия из краевого и федерального бюджетов, и куда пошли эти средства. Семенов же, в свою очередь, продолжает работать «по закону» - руководить предприятием преимущественно из Читы, подключает юристов, чтобы доказать нелегитимность действий жителей села, на конструктивный диалог с сельчанами не идет.

Хочется верить, что к посевной в поселке появится настоящий хозяин, который будет работать на людей, на перспективу развития, которое земля даст, стоит только приложить усилия.

Редакция портала «Забмедиа» будет следить за развитием событий.