Педагог выгонял верующих студентов с занятий

13:34, 24 марта 2008

Наше правительство ведёт себя словно пилот, у которого забарахлил мотор самолёта, он не знает, что делать и всё время обсуждает это с пассажирами.

В известной антиутопии Джорджа Оруэлла такого министерства нет. Там есть министерство любви, держащее в страхе всю страну, министерство изобилия, выдающее скудный паёк нищему населению, министерство мира, ведущее нескончаемую войну и проч. А вот у нас де-факто появилось министерство, которое почему-то решило, что вся его деятельность заключается в том, чтобы напугать народ предстоящими ещё более тяжёлыми испытаниями.

Гадание на нефтяной гуще

Вот наш премьер Дмитрий Медведев глубокомысленно произносит на всю страну: «Дальнейшее падение цен на нефть наверняка потребует пересмотра бюджетных параметров, при этом готовиться нужно к худшему сценарию. Спасибо, Дмитрий Анатольевич, за новость, мы уже готовы. Вот только хотелось бы спросить вас: а почему к этому не готово возглавляемое вами правительство? Почему всё последнее десятилетие, что вы с Владимиром Путиным у власти, вы так и не поняли, что сверхвысокие цены на нефть – это не от бога, а от лукавого. И вместо того, чтобы стричь купоны, сидя на нефтяной трубе, надо было, как это сделали китайцы, развивать промышленность и выпускать готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Теперь премьер утверждает, что «жить надо по средствам», и экономия должна затрагивать, прежде всего, госаппарат. Золотые слова! Но что в этом плане может сделать народ? Он и так давно недоволен тем, что чиновников расплодилось столько, сколько их не было даже в СССР. А их зарплата в десять раз больше, чем средняя по стране. Научите нас, грешных, что мы, обычные люди, можем со всем этим поделать? Или это всё-таки ваша забота?

Ещё более откровенен с народом министр финансов РФ Антон Силуанов, выдавая очередную страшилку: «Если федеральный бюджет не будет адаптирован к текущим макроэкономическим условиям, то все расходы, как это было в 1998 году, лягут на население». А кто этого не знает? Но вот вопрос: кто должен адаптировать бюджет, если не вы, Антон Германович, совместно с нашими боевыми депутатами? Или снова это задача народа, который и так давно понял, что расплачиваться за бездействие правительства придётся ему, что он уже и делает своим скудным кошельком каждый день в магазинах, на рынках и биржах труда?

Министр экономического развития Алексей Улюкаев просто сам, добровольно, разделся донага, заявив во всеуслышание «В 2014—2015 годах рынок упал и продолжал падать, мы ждали, когда ситуация изменится. Сейчас пришло осознание, что ждать больше некуда. Ситуация бюджетная критичная, общая турбулентность финансовых рынков не дает оснований нам ожидать какого-то отскока, восстановления». Ну, вот, нате вам! Мы-то думали, что у нас на федеральном уровне есть министерство экономического развития, думающее об экономической эффективности страны, уверенно держащее руль управления. А оно – несколько тысяч чиновников во главе с министром – два года сидели и ждали, когда ситуация изменится к лучшему, то есть цена на нефть снова пойдёт вверх и на страну прольётся золотой дождь. А вот теперь к ним, нашим кормчим, «пришло осознание», что «ждать больше некуда». Тут подоспела и критичная бюджетная ситуация, и турбулентность финансовых рынков.

И что дальше? Остаётся, по Улюкаеву, одно – продажа ещё оставшейся госсобственности. Может быть, в связи с этим вспомнить о залоговых аукционах, ваучерах и прочих «светлой памяти» способах варварской приватизации, когда единицы становились миллиардерами, а массы народа нищали. Или, лучше будет, продать с аукциона все ваши, господа министры, личные особняки, многочисленные квартиры (у одного только министра финансов Силуанова их восемь – и все в центре Москвы!). А также многочисленную заграничную собственность, которую вы вряд ли купили на свои трудовые сбережения и пополнить, тем самым, бюджет.

В порывах откровенности наши бывшие министры, вроде нынешнего главы Сбербанка Германа Грефа говорят уж вообще крамольные вещи. Тот же Греф заявил на весь мир, что наша страна «полностью проиграла конкуренцию», а век нефтедолларов закончился. В связи с этим он назвал Россию «страной дауншифтером (что-то вроде дауна)». А ведь, помнится, тот же Греф долгое время руководил министерством экономического развития страны.

Фальшивые Кассандры

Так складывается, что всё чаще задумываешься, какова цена словам наших кормчих и куда приведут нас их заклинания?

Не более года назад важные московские министры настоятельно советовали всем нам хранить деньги исключительно в рублях. Дескать, это самая надёжная валюта и не надо гоняться за долларом и евро. А потом все увидели: рубль-то, оказывается, тонет в свободном плавании на глазах. Когда затем рубль немного отыграл, министр финансов Антон Силуанов поспешил выступить с громким заверением: период падения рубля закончился, теперь он начнёт укрепляться. Но рубль продолжает тонуть. Наши олигархи и прочие богатенькие Буратино стали богаче в два раза (они-то держат свои миллионы в иностранной валюте), а народ теряет даже скудные рублёвые накопления.

А помните, как глава Центробанка Эльвира Набиуллина с экрана ТВ всех нас убеждала: падение нефти до 60 долларов за баррель просто невозможно: на дворе зима, и цена на углеводороды пойдёт вверх, а вместе с ней укрепится и рубль. Мы облегчённо вздохнули. А цена на нефть упала до 30 долларов за баррель. Вместе с ней летит в пропасть и рубль. Не проходит и недели, чтобы глава правительства РФ Дмитрий Медведев, строго хмуря брови, не вещал бы грозно с экрана: антимонопольная и иные службы должны строго следить за ценами и наказывать тех, кто их взвинчивает. Но ценам эти окрики нипочём: бытовые товары, автомобили, продукты питания растут в цене не по дням, а по часам. В Китай за товаром уже не съездишь: юань кусается.

Горькое разочарование в компетентности наших правителей сегодня беспрецедентно. Имея огромное количество разных НИИ, где эксперты, один умнее другого, строят прогнозы по финансам и экономике, наши правители похожи на бабушек на базаре и болтают, что на ум придёт. Впрочем, настоящие бабушки нередко бывают прозорливее, поскольку не верят ни единому слову высокопоставленных «лоцманов» в бурном океане жизни.

Розовые прогнозы для народа строят и наши региональные власти. Вот наглядный пример. Помните, как из уст первых руководителей правительства Забайкальского края прозвучало: мы, дескать, на пороге больших бюджетных доходов, с пуском в эксплуатацию Быстринского месторождения (медь, золото, серебро, железо) будем ежегодно получать по 9,5 млрд. рублей налогов в региональный бюджет и 2 млрд. – в местные бюджеты. Остальные налоги (6,5 млрд. руб.) пойдут в федеральный бюджет. Заживём на славу.

Стоило свериться с проектом, и картина проявилась другая. Даже если Быстринский ГОК выйдет на проектную мощность, то есть добычу 10 млн. тонн руды и переработку ее с получением 62 тысяч тонн меди в медном концентрате, 6,3 тонн золота в концентрате и 2,1 миллиона тонн железа в железорудном концентрате, то налоги будут значительно скромнее. В лучшем случае налоговые платежи составят 1 млрд. 803 млн. рублей, в том числе в региональный бюджет – 768 млн., в местные – 487 млн., и в федеральный – 548 млн. рублей. И это ещё при условии, что мировые цены на продукцию ГОКа будут выше, чем они сейчас. В последние месяцы наши доморощенные кассандры что-то об этой стройке вообще не вспоминают.

Лучше всего на днях, по-моему, высказался первый зам. председателя правительства РФ Игорь Шувалов: «Вроде всё нормально. Надо просто поменьше смотреть на курсы валют».

И то верно. Как в том старом анекдоте, кода человек летит с десятого этажа и всё повторяет: «Пока всё идёт нормально».

Наши чиновники редко говорят что-то дельное, но вот со словами сенатора В.Шубой можно согласиться: «Такое впечатление, что у нас министерство не экономического развития, а министерство ожидания». Писатель Эдуард Лимонов выразился и того хлеще: «Многим нашим министрам и чиновникам следует запретить высказываться, потому что они несут такую пессимистическую муть, что повергают весь народ в ужас».

Может быть, им стоит запретить не только высказываться, но и занимать министерские должности?

Владимир Тихомиров