Губернатора Забайкальского края приняли в комиссию по Дальнему Востоку и Забайкалью

14:26, 24 марта 2008

В московском драматическом театре имени Марии Ермоловой, где уже более двадцати лет служат наш земляк актёр Дмитрий Павленко и его супруга Наталья Селивёрстова, в конце прошлого года состоялась премьера спектакля «ТыЯ» по пьесе забайкальского писателя Александра Гордеева. Заметим, что никогда ещё пьесы, написанные нашими литераторами, не были поставлены на столичной сцене.

История половинок

Дмитрий и Наталья – постоянные гости Забайкальского международного кинофестиваля. На одном из них Дмитрий, мечтающий о пьесе для двоих, поделился своими мыслями с председателем оргкомитета ЗМКФ Виктором Шкулёвым. Именно тогда родилась идея спектакля.

«Тут ещё подвернулся юбилей театра, и Олег Меньшиков (художественный руководитель театра им. Ермоловой – авт.) решил сделать программу бенефисов – самостоятельных работ, которые будут играться в рамках вечера. В общем, всё соединилось в одно, мы с женой стали подбирать себе пьесу. Искали долго, и тут моя мама (режиссер ГТРК-Чита Надежда Павленко – авт.) порекомендовала познакомиться с забайкальским автором Александром Гордеевым. Мы списались, рассказали, что ищем, и через месяц он прислал пьесу «Голубое, чуть аквамариновое небо», - рассказывает Дмитрий Павленко.

И началась работа семейного актёрского дуэта, режиссёра Галины Дубовской, художника по костюмам Александра Борка, художника-постановщика Акинфа Белова, композитора Владислава Сташинского и хореографа Андрея Сергиевского.

«Наша пьеса – это история половинок… Получилась очень нежная, весёлая и при этом грустная вещь. Премьерным показом мы с супругой остались довольны. Наши ожидания оправдались - то, к чему шли, получилось. Верим, что у спектакля будет долгая жизнь, все-таки тема любви, поисков своей половинки – вечная», - уверен Дмитрий.

Чтобы был доволен зритель

Александра Гордеева особо представлять не надо. Коренной забайкалец. Родился 19 марта 1956 года в селе Ундино-Поселье Балейского района. Окончив сельскую школу, служил в пограничных войсках. Потом работал корреспондентом «Агинской правды» и омской многотиражной газеты, машинистом на нефтеперегонной установке, бойцом в пожарной части, редактором в Читинском отделении Восточно-Сибирского книжного издательства.

Он известен как писатель разносторонний, которому одинаково подвластны и житейская мудрость, и фантастика с философским уклоном. Дебютировав в 1981 году рассказом «Печник Трофимыч», нашёл своего читателя романом «Молодой Бояркин», комедией «Американская сказка», фантастической повестью «Не бойся тёмного сна», рассказами и эссе. И вот – пьеса «Голубое, чуть аквамариновое небо». И успех в Москве.

- Александр Николаевич, во-первых, поздравляю вас с этим событием – теперь в театре им. Ермоловой есть спектакль по вашей пьесе. Рады?

- Спасибо. Конечно, рад. Когда начался спектакль в Москве, в Чите была уже ночь. Честно скажу, даже как-то и не волновался: почему-то был уверен, что всё будет хорошо. Скорей всего, я этой энергией заразился от Дмитрия и Натальи, с которыми был постоянно на связи. И вдруг ночью звонок! Не помню, но, по меньшей мере, уже лет пять мне никто не звонил ночью. Спектакль только что закончился, и Дмитрия буквально «колбасило» от возбуждения. И, думаю, он был удивлён моему совершенно сонному состоянию. Ну, конечно, я был рад! Но в радость Дмитрия так долго не мог войти, что до сих пор чувствую даже какую-то вину перед ним. Он рассказал самое главное – как приняли зрители, как приняли критики. Всё отлично!

И что же я? Я просто лёг и заснул. Спокойно. И, пожалуй, даже спокойней, чем спал до этого. А утром проснулся и долго лежал, думал: а чего это я спокойный такой? Так же нельзя. А как можно? Я откуда знаю? Разве мне каждую ночь звонят из Москвы и сообщают, что наш спектакль прошёл отлично?

- Как появилась эта пьеса? О чём она? Кто её герои?

- Пьеса появилась как-то слишком уж просто. Это было как раз время, когда только что состоялась премьера спектакля «На том стоим!», которую я написал по мотивам рассказов Бориса Константиновича Макарова. Пьеса понравилась Надежде Николаевне Павленко. Она знала проблему своих москвичей Дмитрия и Натальи, которая состояла в том, чтобы найти пьесу для двоих. Ну, а дальше – у нас есть фейсбук, телефон и языки, чтобы договориться.

Первый разговор с Дмитрием Павленко был коротким: нужна пьеса для двоих, ну, конечно, про любовь. У меня были кое-какие наброски. Первый вариант, ещё черновой, был готов, когда не прошло и месяца. Ну, а потом доработка. Причём, можно сказать, весёлая и увлечённая. Тогда в наше общение вошла и режиссёр Галина Дубовская. Но вот сейчас, оглядываясь на эту работу, можно сказать, что я писал пьесу, а они тут же перерабатывали её по-своему. И если сравнивать текст пьесы «Голубое, чуть аквамариновое небо» и текст спектакля «ТыЯ», то они во многом расходятся.

Герои - Он и Она. Но это не просто бытовая пьеса. Герои приходят с небес, как бы уже предназначенные друг для друга, проживают всю свою жизнь и снова уходят на небеса. В общем, это та же легенда о половинках. Только традиционно в этой легенде половинки обречены на вечный поиск друг друга, а у моих или теперь уже у наших половинок есть не только встреча, но и дальнейшая, можно сказать, отчасти мистическая судьба.

- Получается, что вы пока спектакль по своей пьесе не видели?

- Не видел. Я не видел ничего, кроме фотографий. И всё у меня впереди. Доволен или не доволен? Как можно что-то сказать по фотографиям? Чем-то доволен, что-то мне кажется, совсем не так должно быть. Но это, думаю, нормально. Всем довольным быть нельзя. Тут никто ни под кого подстраиваться не должен. Нам, пожалуй, важней другое - чтобы доволен был зритель. Московский зритель воспринял хорошо. Как воспримет читинский – не знаю. Поживём, увидим. Дождёмся 6 марта, когда спектакль состоится в краевой филармонии.

- Что пожелаете читинскому зрителю, которому предстоит увидеть спектакль?

- Лишь одного: чтобы он пришёл на спектакль. Думаю, что ему может быть интересен такой момент. Пожалуй, за всю историю культуры Забайкалья ещё не было такого, чтобы забайкалец, став актёром театра Ермолова, обратился к работе земляка и поставил свой спектакль на сцене столичного театра. Вот я и приглашаю читинцев, чтобы они пришли и посмотрели: что же мы можем на самом деле. Может быть, помните, как в этом случае говорил Николай Дмитриевич Кузаков? Он широко раскидывал руки и говорил: «Ребята, да вы чего? Ведь мы же – забайкальцы!».

Кстати, постановка спектакля шла при финансовой поддержке Виктора Шкулёва, за что ему, конечно, отдельно большое спасибо. И это, действительно, реальное вложение в культуру, в престиж Забайкалья.

- Премьера в Чите - 6 марта. Не правда ли, прекрасный подарок к вашему юбилею?

- Ну, наверное, подарок. Хотя вот этот юбилей…Я обычно не знаю, куда себя деть в день рождения. Надо как-то хорошо выглядеть, надо вытягиваться. Да ещё видишь, что и другие в таком же натянутом состоянии – они пытаются быть хорошими для тебя, делать что-то приятное. Нет, совершенно не естественный день. Я и сам с трудом его переживаю и других жалею, видя, как они мучаются, переживая его. Мне почему-то всегда кажется, что в день рождения у человека радость немного ненормальная, неправильная, специальная. А тут 60! Я уже сейчас заранее сочувствую всем, кто в этот день окажется рядом со мной...