У россиян нашли более 4 миллионов заболеваний
60 лет назад, 14 февраля 1956 года, в Чите открылся первый двухзальный кинотеатр «Родина»
Строили-строили и, наконец, построилиМало кто знает, что строительство кинотеатра на 800 мест на углу улиц Бутина (тогда в народе её называли Бутинской) и Зейской (ныне Чайковского) началось много раньше – в 1938 году. В 1939-м по неизвестным причинам стройка встала, а потом была долгая война и не менее долгое послевоенное лихолетье. И только в 1952-м генеральный подрядчик трест «Читастрой» по типовому довоенному проекту, который пришлось усовершенствовать читинским архитекторам Корольниковой и Сладкову, взялся довести объект до ума.
Кстати, именно Владимир Александрович Сладков, молодой архитектор, в начале пятидесятых приехавший в Читу по распределению из Казани, руководил строительством и предложил свои эскизы для оформления интерьера. Городу нужен был современный кинотеатр, и на помощь строителям пришли добровольцы и молодёжные бригады разных предприятий.
Судя по акту приёмки здания, который удалось раздобыть в архивах Читинской кинокомпании,13 февраля 1956 года государственная комиссия приняла кинотеатр, которому сообразно духу времени было дано название «Родина». Среди прочих ответственных лиц акт подписали «тов. Бицура» - Николай Павлович Бицура, в то время прораб треста «Читастрой» (позже – директор «Читагражданстрой») и первый директор кинотеатра «тов. Шабельников В.Н.» - Василий Никитович Шабельников, который задержался в этой должности всего несколько месяцев. Уже в мае к руководству приступил Степан Леонтьевич Буров, прослуживший «Родине» многие годы.
Сдача в эксплуатацию была приурочена ко дню открытия ХХ съезда КПСС. Именно 14 февраля 1956 года в зале заседаний Верховного Совета СССР в Москве начал работу исторический съезд, на котором Никита Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». В Чите в этот день первые зрители пришли в кинотеатр «Родина», чтобы увидеть документальный фильм режиссера Романа Кармена «Дружба великих народов» о визите руководства страны в Индию. Дворцы и храмы Дели, резиденция губернатора, университет Бомбея, Бенгальский залив, украшенные флажками улицы Калькутты и народ, засыпающий лепестками роз председателя Совета министров СССР Николая Булганина и члена президиума Верховного совета СССР Никиту Хрущёва…
Между прочим, согласно «Ведомости к вступительному балансу средств по законченному строительству кинотеатра «Родина», в длинном списке, состоящем из проекторов, «занавесей плюшевых с подкладом на вельвете», «бархатных драпировок для двух экранов», «штор для окон крепдешиновых», «кресел жёстких театральных», «денежных ящиков», картин «Алёнушка», «Три богатыря» и «Утро в сосновом лесу» на балансе кинотеатра на 1 января 1957 года числился портрет Булганина стоимостью 163 рубля.
Что смотрели читинцы в «Родине» в середине 1950-х годов? «Тихий Дон», «Летят журавли», «Дом, в котором я живу», «Идиот». Тогда снимали много – только в 1958 году киностудии Советского Союза выпустили 102 художественных фильма. «Родина» стала ведущим кинотеатром Читы, ежедневно проводя 14 сеансов и обслуживая до полутора миллионов зрителей в год.
«Родина» детства моегоВ советские времена кино в нашей стране было больше, чем просто приятное времяпровождение. Железный занавес и отсутствие выбора досуга придавали ему едва ли не культовый статус. В рекордном 1971-м количество проданных билетов в СССР достигло пяти миллиардов, и по этому показателю мы были тогда «впереди планеты всей».
Какой я помню «Родину» своего детства? Многолюдной. Со зрительскими очередями, тянущимися от касс (поначалу они были на улице, справа и слева от входа) и закручивающимися вокруг фонтана.
В начальной школе мы ходили целыми классами смотреть сказки. «Огонь, вода и медные трубы», «Морозко», «Сказка о потерянном времени»… Билет стоил всего 10 копеек. Потом ломились на «Фантомаса» с Жаном Маре и Луи де Фюнесом. Взрослые смеялись, подростки воспринимали картину как план дальнейших действий (сколько местных хулиганов-«фантомасов» потом появилось!), а мы, девчонки, хоть и визжали от страха, но всё равно шли смотреть и «Фантомас разбушевался», и «Фантомас против Скотланд-Ярда», потому что там была красавица Элен-Мари Арно с её умопомрачительными «заграничными» нарядами.
Летом 1969-го вышла гайдаевская «Бриллиантовая рука». За несколько дней до премьерного показа все билеты в «Родине» были проданы. Мы - мои ровесницы-соседки Инка Кузнецова, Наташа Реутова, младшенькая Наташка Кельманова и наш старший вожак Вовка Пуговкин, отстояв в очереди под дождём, билеты купили. Но мой брат Серёга потихоньку их «стырил» и ушёл в кино с друзьями-студентами. Как я рыдала! Сергей, получив от родителей выволочку, купил нам билеты на какой-то другой день, но обида запомнилась.
Англо-итальянский фильм «Ромео и Джульетта» вышел на экраны «Родины» в 1972-м. Он был «до шестнадцати», а мне, как и Джульетте, ещё не было четырнадцати. Но здесь выручил старший брат: он приобнял меня за плечи, я изобразила его девушку, и контролёрша, потеряв бдительность, нас пропустила. Теперь понимаю, насколько целомудренной была та экранизация. Стоило ли из-за пару раз мелькнувших голых грудок Джульетты (великолепной Оливии Хасси) вводить для фильма возрастной ценз? Ведь нет лучшего средства уберечь детей от пошлости, чем показать им пронзительную историю о настоящих чувствах.
Зато к выходу «Генералов песчаных карьеров» шестнадцать мне уже исполнилось. И смотрела я его не раз – не только из-за душещипательного сюжета, но из-за песни, русская версия которой стала настоящим хитом. Помните?
«Я начал жизнь в трущобах городских
И добрых слов я не слыхал.
Когда ласкали вы детей своих,
Я есть просил, я замерзал.
Вы, увидав меня, не прячьте взгляд,
Ведь я ни в чем, ни в чем не виноват…»
Полные залы собирали индийские фильмы «Бобби» и «Зита и Гита», мальчишки смотрели «Золото Маккены», «Спартак», «Кинг-Конг», картины «про индейцев» и Зорро, сердца девчонок разбивали истории Есении, Анжелики и Евы из польской «Анатомии любви».
И в «Родине» был постоянный аншлаг.
Год кино без «Родины»
В 1981 году, когда я стала работать методистом Читинской городской киносети, директором «Родины» была Валентина Ивановна Горевая. Мне она напоминала Аксинью из «Тихого Дона» (актриса Элина Быстрицкая) – такая же красивая и волевая. Эту сильную женщину боялись не только молодые коллеги, но и всё киношное начальство. Горевая смело шла в бой, отвоёвывая лучшие фильмы при репертуарном планировании, и была настоящей хозяйкой кинотеатра.
А хозяйство было большим – один штат чего стоил: бригады киномехаников, контролёров, кассиров, уборщиц. В «Родине» регулярно проходили фестивали зарубежных фильмов, всероссийские премьеры, встречи с известными актерами и кинематографистами страны. «Слышишь, время гудит БАМ!», - пела вся страна, и артисты ехали в Читу не по одному, а тоже - бригадами.
Кино тогда было всесильным, доходы от проката позволяли затыкать любые дыры в бюджетах, потому что основная их часть оставалась в области. Это были реальные деньги: кассовый фильм – и зарплата народу обеспечена. Между прочим, работать зарубежными лентами можно было не более 10 дней в месяц, за одиннадцатый лишали премии весь коллектив. А премия – это крайне важно, ведь получали работники культуры всегда мало.
Но к концу восьмидесятых разразился видеобум, и Читу накрыло пиратской видеопродукцией. Отечественных картин снималось мало, а новые голливудские фильмы на видеокассетах появлялись раньше, чем на экранах. «Родина», как и другие кинотеатры страны, выстоять не смогла - посещаемость снизилась до двух кинопоходов в год на человека.
В 1991 году закрылась городская киносеть, и кинотеатры были преобразованы в культурно-досуговые центры. «Родина» стала муниципальной. В угоду времени в её залы проникли увеселительные заведения типа ночного клуба «Фараон» с шумными дискотеками, драками и нарядами милиции. А в 2005 году здесь нашёл пристанище МУК «Фольклорный театр «Забайкалье».
И вот наступил 2016-й, объявленный президентом Годом российского кино. Даже в условиях кризиса на его проведение нашлись миллиарды рублей, благодаря которым, как считают специалисты, за год в малых городах удвоится количество кинотеатров, оборудованных современной аппаратурой. И это без учёта тех, которые будут введены частниками самостоятельно. Но идею возвращения городу двухзального кинотеатра читинские власти считают неперспективной.
А жаль…
Николай Привалов,генеральный директор ГУК «Читинская Государственная кинокомпания»Когда в 1973 году я приехал по распределению в Читу, директором «Родины» была Ольга Филипповна Оровец, которая работала в кинотеатре с первых дней его существования, но сначала - администратором. Это всегда был любимый у студентов кинотеатр со стоимостью билетов до 10 до 25 копеек, только в праздничные дни и на вечерние сеансы их цена увеличивалась до 35 копеек. По количеству зрителей «Родина» не уступала «Удокану», даже когда они работали одним фильмом параллельно. Вернётся ли кинотеатр читинцам? Вряд ли. Здание переоборудовано, даже необходимый наклон полов в залах ликвидирован. Так что такое решение уже из области фантастики…
Георгий Лапердин,в 1979-1986 годах начальник Читинского областного управления кинофикацииМне очень жаль здание кинотеатра, которое в 1982 году было капитально отремонтировано: заменена кровля и сгнившие деревянные балки перекрытий, смонтирована приточная вентиляция, приведены в должный порядок туалеты, отреставрирован фасад. Много сделано для благоустройства залов и фойе - стены покрыты мрамором, установлена новая мебель и очень красивые, большие хрустальные люстры. Интересно, где они сейчас?
Владимир Забелин,руководитель администрации г. ЧитыНельзя согласиться с тем, что здание используется неэффективно. Здесь базируется профессиональный творческий коллектив «Забайкалье». Концертный зал является единственным в центре города, находящимся в муниципальной собственности, в котором проводится большинство городских мероприятий. На территории Читы имеется достаточное количество современных кинотеатров, и создание ещё одного не является перспективным.