Получат ли забайкальцы льготы на транспорт?

15:51, 24 марта 2008

«Романтикой там и не пахло. Пахло дымом, голодом и потом. Мы не просто тушили иркутские леса, мы пытались выжить, забытые в тайге», - так спустя полгода вспоминают горячий август 2015-го уже бывшие работники Забайкаллесхоза. Тогда 25 человек из нашего региона направили на помощь коллегам в Иркутскую область, которая, подобно апрельскому Забайкалью, задыхалась от лесных пожаров. Но почему воспоминания работников пожарно-химической службы далеки от чувства удовлетворения?

«Робинзоны»

Все, думаю, помнят, как в августе 2015 года ситуация с лесными пожарами в Иркутской области вышла из-под контроля. В регионе объявили уже знакомый нам режим ЧС. Как водится во время таких бед, на помощь иркутянам начали стекаться дополнительные силы. 8 августа и работникам КГСАУ «Забайкаллесхоз» предложили принять участие в тушении лесных пожаров, так сказать, рискнуть жизнью за деньги. Командировка была рассчитана на 5 суток.

Сработали тогда более чем оперативно. Вечером того же дня команда пожарно-химической службы (ПХС-3) в составе 26 человек – по пять человек от пяти лесных хозяйств Читы и бригадира отправились на помощь иркутянам в Прибайкальский национальный парк. При себе у ребят был запас провизии и одежды, рассчитанный на неделю. До места добрались за двое суток на автобусе.

По прибытии забайкальцы разбили лагерь в паре сотнях метров от соседней бригады, оценили обстановку.

- На следующий же день мы приступили к ликвидации огня. Подъем был ежедневно в 6:00, к работе приступали в 7:00, а заканчивался рабочий день в 20:00, иногда и в 23:00. Но это не страшно, ведь эту командировку нам обещали оплатить полностью по возвращению в Читу. Каждый час труда наших добровольцев оценили в 628 рублей. Деньги немалые… - вспоминает один из работников ПХС-3.

Работа шла, огонь продолжал сопротивляться. Но семидневная командировка подходила к концу, и забайкальцы начали интересоваться, на каком же транспорте и когда они вернутся домой. Планы изменились. Бригадир ПХС-3 к концу очередного дня сообщил, что губернатор Иркутской области продлевает командировку забайкальцев на неопределенный срок, ведь транспорта для вывоза ребят не было, да и площадь распространения огня еще не позволяла вздохнуть спокойно.

- Всю переработку нам обещали оплатить. Мы согласились. Но, к сожалению, к этому времени наш запас продуктов закончился. Бригадир сказал, что за продуктами будет ездить сам в ближайший населенный пункт, который находился в 120 км от лагеря. Однако на деле получилось так, что поездки за провизией занимали по два-три дня. Все это время мы оставались без пищи. Приходилось самим добывать себе пропитание как в реалити-шоу «Последний герой». Мы ловили рыбу, мелкую дичь, собирали растительную пищу. Выживали одним словом, - с сожалением вспомнил наш собеседник.

Но вскоре и без того тяжелую ситуацию усугубляла погода. С каждым днем она проверяла забайкальских «робинзонов» на прочность. Температура спускалась до нуля градусов, а ночами даже шел небольшой снег. Чего тут, казалось бы, непривычного для забайкальца? Так-то оно так, вот только, напомню, в пятидневную командировку (без дороги) никто бушлатами и унтами запасаться не стал. Теплой одежды вообще не было. Но и это полбеды.

- С 14 на 15 сентября ночью к лагерю пришел медведь и напал на наших коллег из другого региона. Одного из них зверь задрал на месте, второй от полученных травм скончался на следующий день в больнице. После этого случая наша бригада отказалась выходить в лес для борьбы с огнем и потребовала в сопровождение лесничего с ружьем. Это требование руководство Национального парка проигнорировало, - отметил один из работников ПХС-3.

Рискнули за спасибо?

Два дня забайкальцы не выходили в лес. Истощенных работников пожарно-химической службы, которые и так были вынуждены бороться за выживание, совсем не радовала перспектива стать ужином для медведя. К слову, все эти дни им официально засчитали за прогулы.

Да и руководство национального парка не оценило осторожность забайкальцев. Мужчинам пригрозили тем, что если они не продолжат свою работу, все дни пребывания в тайге им полностью аннулируют и отправят домой за свой счет. Бригада снова подключилась к тушению, только уже с двойным риском для жизни.

Неизвестно, сколько бы все это продолжалось, если бы с огнем не начала бороться природа. Пошел проливной дождь. А 19 сентября после обеда всю бригаду забайкальцев посадили в открытый грузовик «ГАЗ-53» и оправили до Еланцов. Там ребят пересадили в автобус, который привез бригаду в Читу. Вся дорога заняла сутки, которые изможденные мужчины провели без еды и воды.

- На отдых нам выделили неделю. И каково было наше удивление, когда в первый же рабочий день всех, кто был на ликвидации пожаров в Иркутской области от КГСАУ «Забайкаллесхоз», кроме бригадира Богданова, обвинили в тунеядстве, пьянстве и неадекватном поведении. Пятерых, включая меня, почти сразу уволили под разными предлогами. Ладно. Уволили – уволили. Главное, что из обещанных 230 тыс рублей на человека до сих пор не выплатили ни одного рубля. Ну, и за что мы рисковали? – задался вопросом экс-работник ПХС.

За эти безденежные полгода были заявления в Трудовую инспекцию, прокуратуру края, Общественную палату РФ, но движений, по словам «робинзонов», никаких нет. Как нет и желания у руководства «Забайкаллесхоза» разрешить ситуацию.

- Там никто не идет на контакт, даже не берут трубки телефонов. Жаловались, мол, теперь получайте. Более того, с 230 тыс рублей за эти полгода задолженность перед каждым из нас каким-то чудесным образом уменьшилась до 116 тыс рублей. Чудеса, да и только, - с иронией добавил собеседник портала.

Ну, а как же, спросите вы, комментирует все это руководство Забайкаллесхоза. Да никак. За несколько дней телефонную трубку в приемной и.о. руководителя учреждения Александра Шаповалова никто так и не поднял. Договориться о встрече, к нашему большому сожалению, не получилось. Будем надеяться, что после выхода этого материала руководитель или его замы сами свяжутся с «Забмедиа» и расставят все точки в этом дурно пахнущем деле. Ведь от пожаров наш, да и соседние регионы, не застрахованы. А учитывая то, что этот пример может послужить демотиватором для других огнеборцев, как бы не пришлось самому главе «Забайкаллесхоза» надеть за спину пожарный рюкзак и отправиться в тайгу на недельку-другую. С соответствующим запасом провианта конечно…