Авиаторы считают поиск пропавших детей с воздуха бесперспективным

16:11, 24 марта 2008

Переселение забайкальцев из ветхого жилья стало «яблоком раздора» между Минстроем РФ и руководителями Забайкальского края.

Разразившийся на прошлой неделе скандал на федеральном уровне по поводу срыва Забайкальским краем программы по переселению граждан из ветхого жилья (выполнение составляет 15,5%) обнажил язвы управления на всех уровнях.

Саботаж или растерянность?

Чтобы понять всю остроту вопроса, надо, очевидно, знать, что эта проблема стоит на особом контроле у президента Владимира Путина. Не раз он говорил о ней в своих Посланиях Федеральному собранию, подчёркивал её в своих программных статьях – да и вообще очень болезненно воспринимает сам факт нечеловеческих бытовых условий, в которых проживает ещё немалая часть населения страны. На фоне шикарных квартир и фантастически дорогих особняков за высокими заборами, которые принадлежат чиновничьей элите и представителям крупного бизнеса, полусгнившие постройки, всё ещё именуемые «жилым фондом» простого народа являются болезненным раздражителем, угрожающим и без того хрупкому «социальному миру». Да и в целом престижу страны в мире.

И вполне объяснима резкая реакция президента РФ, когда министр строительства и ЖКХ Михаил Мень под телекамеры на всю страну доложил о том, что Забайкальский край наряду с Карелией – единственные, кто не выполняет программу по переселению граждан из ветхого жилья. «Они фактически ежегодно, с тех пор, как началась реализация этой программы, - сказал он, - её саботируют». Более того, министр уверил президента в том, что финансовые ресурсы на эту программу доводились до Забайкальского края вовремя и «никаких проблем нет». При этом министр заявил, что данные регионы «вполне способны, исходя из возможностей бюджетов в полной мере софинансировать реализацию программы», но вместо этого «разводят руками». Поручение президента правительству РФ разобраться в данной проблеме и сделать оргвыводы стало апофеозом этой новости, которая вызвала большой резонанс и в нашем крае, и за его пределами.

Как известно, губернатор Константин Ильковский в своём комментарии данного инцидента полностью опроверг громкое заявление федерального министра и объяснил трудности в реализации программы объективными, с его точки зрения, финансовыми причинами – сослался и на долги с переселение граждан в п.Аксёново-Зилово (переселение жителей посёлка пообещал в своё время лично Владимир Путин), и на нарушения в процентах софинансирования, на необходимость срочного переселения жителей посёлка Степь, а главное, на большой недостаток финансирования на эти цели, которое к тому же приходит в самом конце года. Федерального министра Михаила Меня он обвинил «в некорректности» толкования проблемы.

И вот тут возникает немало вопросов. Если федеральный министр делает такие убийственные выводы о бездействии забайкальских властей в данном вопросе и докладывает о них президенту, то как всё это объяснить? Кто же в итоге вводит в заблуждение и высшее лицо в государстве, и всю страну? И если прав наш губернатор, то почему оказался в неведении обо всех наших проблемах федеральный министр? При нынешних возможностях связи вовсе необязательно ездить в Москву, чтобы довести до федеральной власти все сложности, о которых говорил в своём комментарии губернатор Константин Ильковский. Или наше соответствующее министерство просто спит и не работает в тесном контакте с федеральными коллегами? Тем более это не первый тревожный звонок по данной проблеме. Как известно, Фонд содействия реформированию ЖКХ оштрафовал власти Забайкальского края на 175,4 миллиона рублей за невыполнение программ расселения граждан из аварийного жилья в 2014 году,

Хотя справедливости ради стоит признать, что сетование нашего губернатора по поводу задержки с финансированием, когда деньги приходят в край в самом конце года, нашло подтверждение через пару дней. Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев так же под телекамеры на всю страну разносил своих министров за то, что они непозволительно затягивают с финансированием и перечисляют деньги только в декабре, когда уже ничего по году исправить нельзя.

Данная порочная практика хорошо всем известна. Более опытные руководители регионов, чем наши, давно уже приспособились и на самые насущные нужды, в том числе на выполнение программы по переселению граждан из ветхого жилья, в течение года заимствуют деньги из других статей. А в конце года компенсируют затраты по ущемлённым направлениям. Это, конечно, нарушение бюджетной дисциплины, но лучше, полагают они, получить предписание прокуратуры, чем публичную порку от руководителей страны и оргвыводы.

Строгости на словах

Как известно, в нашем крае действует программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы. И, как неоднократно, заявляли наш губернатор и его заместители, контроль за её выполнению установлен жёсткий, а совещания по её выполнению договорились проводить раз в две недели, что беспрецедентно. В каждом муниципальном образовании созданы оперативные штабы по вопросам реализации программы переселения граждан.

И проблема того стоит. По данным Росстата на территории края расположено около 10 тысяч ветхих и аварийных строений общей площадью 660 тыс. кв.м, где проживает 9 тыс.семей численность около 30 тыс. человек. Объем ветхого и аварийного жилищного фонда, находящегося в государственной и муниципальной собственности, составляет 226 тыс.кв. м, в котором проживает 3100 семей, численностью 10 тыс. человек. Цифры, конечно, меняются, проблему худо-бедно, но всё же решается. А вот какими темпами – другой вопрос.

В мероприятиях программы – организация реконструкции многоквартирных жилых домов в городских поселениях, ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда в целях предупреждения его повторного заселения, завершение строительства объектов жилищного фонда высокой степени готовности, расширение масштабов использования вторичного рынка жилья.

В процессе реализации программы, кроме государственных средств, планируется привлечение средств от продажи земельных участков (эта работа идёт из рук вон плохо), выделяемых под перспективную застройку, от продажи земельных участков, высвобождаемых при расселении непригодного для проживания жилищного фонда, от выделения частным застройщикам и юридическим лицам площадок, преимущественно расположенных в зонах с наличием непригодного для проживания жилищного фонда. Кроме того, предусматривается безвозмездная передача муниципальным образованиям – участникам программы – жилых помещений, являющихся собственностью краевого фонда. При этом доля финансового участия определяется, исходя из рыночной стоимости данного жилого помещения на момент передачи.

Учитывая ограниченные возможности областного бюджета, механизм реализации программы предусматривает возможность привлечение федеральных средств на условиях, определённых подпрограммой «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» в части переселения граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания или с высоким уровнем износа, а также федеральной целевой программы «Жилище». Возможно также привлечение внебюджетных источников и средств бюджетов муниципальных образований, пожелавших принять участие в реализации данной программы. Средства внебюджетных источников подразумевают кредиты банков, облигационные займы, средства организаций, заинтересованных в реализации программы, средства, вносимые населением, получаемые от сноса ветхих и аварийных жилых строений при освобождении площадок под новое строительство. Могут привлекаться также платежи от конкурсной продажи в собственность (или долгосрочную аренду) престижных земельных участков, выделение земельных участков под коммерческое строительство в местах расположения непригодных для проживания местах и др.

Всё это расписано в данной программе, на практике же, как видим, есть большие сбои. Мало говорить о важностях и строгостях выполнения программы, нужна большая организаторская работа. А её явно не хватает. После сюжета с участием президента страны о неудовлетворительном выполнении программы заговорили и коммунисты, и профсоюзы. Сопредседатель регионального отделения Общероссийского народного фронта Зоя Прохорова заявила, что ОНФ края неоднократно обращал внимание местных властей на эту проблему, но должного реакции не последовало. По её словам исполком ОНФ буквально завален жалобами людей, у многих на руках имеются судебные решения о переселении.

В министерстве территориального развития Забайкалья считают, что главные проблемы в отсутствии достоверной базы данных по ветхим и аварийным домам, особенно в муниципалитетах. Кроме того, для края софинансирование программы (50% - федерация, 50% - регион) является неподъёмным.

Одно только неясно: кто же должен решать все эти проблемы с федеральной властью?

Владимир Тихомиров