Читинский зоопарк просит помощи
Отставка с поста губернатора Забайкальского края Константина Ильковского была предсказуема и ожидаема. Назначение на эту должность исполняющей обязанности теперь уже бывшего председателя Заксобрания Натальи Ждановой - является не предсказуемым, не ожидаемым и трудно объяснимым решением.
В чём тут, собственно, логика? Всё, что делал за последние три года в Забайкальском крае Константин Ильковский – делалось или с одобрения (чаще всего), или с молчаливого согласия нашего ручного Заксобрания и его спикера Натальи Ждановой. Да по-другому и быть не могло.
Вспомним, как оказалась Наталья Николаевна на этом посту. Да, она была в списке единороссов, но где-то «на задворках», в выборной кампании в Заксобрание края участие почти не принимала, на мандат не претендовала, но выбор был сделан лично новым в то время губернатором Константином Ильковским. Уже после выборной кампании одному из депутатов-единороссов, получивших место в Заксобрании в честной выборной борьбе, было предложено сдать свой мандат в пользу Натальи Ждановой, что и было сделано. Затем ручные депутаты по указке Константина Ильковского дружно избирают председателем Заксобрания Наталью Жданову.
Почему был сделан этот выбор – сказать сейчас трудно. Но следуя логике последующих действий нового губернатора, можно с большой степенью вероятности предположить, что он искал на эту должность преданного и, главное, покладистого председателя Заксобрания. Точно так же, как он подобрал и команду своих помощников. Новый губернатор, очевидно, априори готовился к целому ряду действий, которые трудно было уложить в рамки законодательства, в том числе регионального, а посему лишние баталии с Заксобранием ему были ни к чему.
Выбор был сделан верно. Оставим всю трёхлетнюю историю деятельности губернатора, но вот последний год весьма характерен в этом плане. В самом деле, трудно представить, чтобы при деятельном, принципиальном председателе Заксобрания депутаты приняли бы закон о бюджете Забайкальского края не на весь 2016 год, как того требует Бюджетный кодекс, а на восемь месяцев. При этом речь идёт о таких чувствительных сферах, как расходы на оплату труда и начисления, публичные нормативные обязательства и социальные выплаты, страховые взносы на медицинское страхование неработающего населения, субвенции муниципальным образованиям, коммунальные услуги. Мне довелось быть на всех публичных слушаниях по бюджету в последние годы, и я не видел такой рабской покорности депутатов в самых авантюрных вопросах, инициируемых губернатором Ильковским, как при нынешнем составе депутатов. Одно-два несогласных голоса со стороны депутатов, и то довольно робких – и всё. Остальные или сидели потупив долу очи, или вообще предпочли не участвовать в обсуждении. Сама Наталья Жданова не сказала ни одного слова протеста.
Или взять многочисленные поправки к законам, которые тоже инициировал губернатор, касающиеся лишения льгот ветеранов и иных слабо защищённых категорий граждан края. Не будем их перечислять – пресса достаточно полно освещала эту авантюру. Но ведь речь идёт не о приказах и постановлениях губернатора. Речь идёт о законах, которые в разные годы принимали предшественники нынешнего состава краевого Заксобрания. И, как подсказывает логика, они должны были насмерть стоять за интересы своих избирателей, особенно в трудное кризисное время. Но не тут-то было. Депутаты (за небольшим исключением фракции коммунистов) повели себя как стадо робких овечек. За поправки проголосовали, сделав вид, что понимают все трудности с бюджетом и т.д. Разумеется, Наталья Жданова тоже всегда была «за». А когда, например, Верховный суд отменил это решение, Наталья Жданова тоже взяла сторону губернатора в вопросе, с какого месяца компенсировать льготные выплаты – с начала 2015 года или со дня принятия постановления Верховным судом, то есть с июня. Разумеется, губернатор настоял на июне. А депутаты, во главе со своим спикером, вновь покорно подчинились.
То же можно сказать об огромной закредитованности края. Напомним, в 2015 году госдолг края достиг солидной суммы в 25,7 млрд. рублей. В 2016 году предстоит погасить 11 млрд. и ещё потратить 2,5 млрд. на обслуживание долга. Когда Заксобрание одобряло эти кредиты, оно просчитывало последствия, депутаты понимали свою ответственность или прятались за широкой спиной губернатора? И когда их избиратели – учителя, врачи, работники детсадов, библиотек и проч. бюджетники - месяцами не получают свою маленькую зарплату, они предпринимали какие-то экстраординарные меры или только делали вид?
«Принципиальность» Натальи Ждановой мы иногда видели в другом, порой неожиданном ракурсе. Помнится, она вдруг заявила, что «была бы моя воля», то ужесточила бы федеральный Закон «О СМИ», поскольку ей «надоела эта помойка», чем вызвала недоумение у многих и настроила против себя немалую часть региональных СМИ. Впрочем, пресса её редко критиковала, поскольку не видела в ней самостоятельного политического игрока, а всего лишь подручного главы исполнительной власти. Все критические стрелы летели в губернатора, и Наталья Жданова чувствовала себя в этом смысле комфортно. Но спросим себя откровенно: разве такая роль должна быть у председателя регионального Заксобрания да и у всего этого органа?
В бытность губернатора Гениатулина мы помним, какие баталии порой разворачивались между ним и законодательным органом региона. Доходила до кипения, когда губернатор в гневе вставал и уходил с заседания. Всё было. Но избиратели во всяком случае были уверены, что их избранники просто так не сдадут их интересы, проявят принципиальную позицию. Что может быть, если такого противовеса нет? А может быть только то, что и случилось. Даже в вопросе провала программы по переселению людей из ветхого жилья, что явилось детонатором для отставки губернатора, вину в полной мере должны разделить и депутаты Заксобрания, и лично Наталья Жданова. С их трусливой молчаливой позиции всё это и произошло.
И если исходить из всей этой ситуации, никакой логики в том, что и.о. губернатора Забайкальского края назначена Наталья Жданова нет. Трудно ожидать что-то конструктивное, даже революционное в сложившейся ситуации от человека, который напрямую участвовал в создании всех этих бед, постигших Забайкальский край.
Надо полагать, что Наталья Жданова будет участвовать в предстоящих выборах губернатора в сентябре. Некоторые уже сейчас предрекают ей победу, поскольку она «ставленница президента Путина» и у неё появился огромный административный ресурс. Но, мне кажется, ситуация неоднозначна. Обжегшись на Ильковском, избиратели уже не так дружно ринутся к избирательным урнам, чтобы отдать свой голос за «человека президента». Так что за оставшиеся месяцы Наталье Ждановой ещё нужно доказать делом, что она на эту должность претендует не случайно.
Владимир Тихомиров