В Чите открылась соборная библиотека

17:07, 26 марта 2008

Долго ли может продолжаться, чтобы за региональных и местных руководителей работал президент в «ручном режиме»?

Не только прошедшая недавно «прямая линия» с Владимиром Путиным, но и вся текучка событий в регионах показывает, что ни одно мало-мальски значимое дело не может осуществиться без прямого участия президента страны.

Ходоки у Путина

Ну, разумеется, те факты, которые всплыли на «прямой линии» - позор для региональной власти. До Забайкалья на этом мероприятии дело не дошло, но ведь и у нас сколько угодно таких фактов. А вскрывшиеся факты… Чем объяснить, что больше года руководители рыбокомбината на о.Шикотан издевались над бедными женщинами, которых заманили на предприятие посулами о высоких заработках, а потом бросили на произвол судьбы, не платили зарплату по нескольку месяцев и использовали как рабынь. Об этом работницы комбината рассказали при прямом включении президенту страны. Полчаса понадобилось правоохранительным органам после этого, чтобы завести дело против администрации предприятия. На экранах телевизоров замелькали и губернатор Сахалина, и прокуроры, и министр труда… Дают интервью, возмущаются, грозятся. Но где вся эта чиновничья рать была ещё днём раньше? Почему не реагировала на многочисленные жалобы людей? Не узнал бы президент о произволе, не пнул бы под зад своих министров, так и оставались бы женщины без денег, в непосильном труде и отвратительных условиях проживания.

И таких ярких, но горьких примеров на «прямой линии» было несколько. Впору просить президента проводить подобные встречи в телеэфире каждую неделю.

Руководителей нашего края на сей раз сия чаша позора миновала. Что бы они могли сказать президенту и какие меры предпринять по жалобам наших педагогов и других бюджетников о систематических задержках зарплаты? Сослаться на дефицит бюджета? Рассказать о проваленных показателях почти во всех отраслях народного хозяйства? Посетовать на кризис? Снова поклянчить денег у правительства?

Как же мы дошли до жизни такой, что огромная армия госчиновников с громадными, как показывают декларации, доходами зачастую не могут, или не хотят решить даже самые насущные вопросы, обеспечить простому народу самые обычные права, в том числе на труд и достойный заработок? И вот уже вся Россия – от губернаторов до простого учителя – превратилась в «ходоков у Путина» на подобие тех, кто запечатлен на известной картине Владимира Серова «Ходоки у В.И.Ленина». Ибо никто, видимо, кроме «самого» эти вопросы решить не может, а власть на местах поставлена царём, как в средние века, всего лишь «на кормление».

Где деньги – там и власть

И вот здесь важно разобраться – а в чём причины? Что это за квазистема управления создана в стране? Истоки, думаю, кроются в неспособности региональной власти сделать эффективной экономику края. Отсюда убогость регионального и нижестоящих бюджетов края. В результате, региональная и местная власть не может решить ничего кардинального, поскольку у неё просто нет на это денег. Нередкие сетования на то, что более половины налогов, зарабатываемых в регионах, дескать, уходят в федеральный центр, не имеют под собой почвы. По данным УФНС России по Забайкальскому краю, например, в 2015 году из 32,2 млрд. рублей, поступивших от налогоплательщиков, в федеральный бюджет мобилизовано 3,8 млрд. рублей, в консолидированный же бюджет края – 28,4 млрд. рублей. Как видим, зарабатываем мы не густо, а федеральный центр, вопреки расхожему мнению, нас не «грабит».

Другое дело - сборы от таможни, которые целиком идут в федеральный бюджет. А у нас их на границах с Катаем и Монголией несколько. Какая это сумма - никто не знает. Но не маленькая, Известно, что по всей стране таможенные сборы составляют добрую половину федерального бюджета. И вот здесь, думается, есть доля несправедливости. Почему бы часть этих сборов не оставлять краю? Нет, не дают ни рубля.

В то же время мы любим ссылаться на соседний Китай, подчёркиваем его бурное экономическое развитие. Почему в считанные годы г.Маньчжурия, который находится по соседству (через границу) с нашим посёлком городского типа Забайкальском, превратился в современный административный, культурный и торговый центр? Такое стало возможным именно благодаря проводимой правительством КНР политики поддержки приграничных территорий. Она заключается в системе налоговых, таможенных и иных льгот, при которых большая часть средств, получаемых Маньчжурией и другими приграничными территориями Китая от внешнеэкономической деятельности, оставляется на месте для решения региональных экономических и социальных программ, на всестороннее развитие районов.

- Маньчжурия развивается быстро потому, - рассказывал мне главный редактор газеты «Маньчжоулибао», - что администрацией города разработан и частично уже реализован целый ряд мероприятий, касающихся льгот предпринимателям. Например, им снижают или даже возвращают часть налога на добавленную стоимость, уплачиваемую в местный бюджет, если они вкладывают значительные средства в развитие производства, торговли, услуги и т.д. Преференции касаются производственной, торговой, посреднической и другой деятельности, если высвобождаемые средства идут на воспроизводство, а не на потребление. На льготных условиях предприимчивым людям сдают в аренду земельные участки при условии их рационального использования и экологической безопасности.

В одном из номеров газеты «Маньчжоулибао» на целую полосу было опубликовано положение г.Маньчжурия о политике привлечения инвестиций. Положение пестрит преференциями и иными льготами. Например, в документе сказано: «Производственным предприятиям, ориентированным на экспорт продукции или на производственное развитие с основным фондом капитала в размере 500 тыс. юаней в течение 5 лет со дня производственной деятельности возвращаются в полном объёме отчисления региону НДС и налог с капиталовложения основного фонда». Или: «Непроизводственные объекты с основным фондом вложения в размере 500 тыс. юаней и более (не включая инфраструктуру, коммунальные предприятия, освоение туристических точек, объекты питания и гостиницы с вложением свыше 5 млн. юаней) получают возврат отчисленного региону НДС или налога с оборота в размере 50% в течение 3 лет с даты начала деятельности».

Здесь всерьёз развивают приграничную зону экономического сотрудничества. Она занимает площадь 6,4 кв. километра и делится на 6 микрорайонов: микрорайон предприятий с высокой технологией, микрорайон переработки, микрорайон безналогового складирования, микрорайон коммерции, микрорайон досуга, микрорайон управления и жилых домов. Главное её направление – развивать промышленность с высокой технологией, создание многоотраслевой и многофункциональной базы переработки продукции для экспорта. Китайцы называют её зоной экономического сотрудничества по приграничной открытой политике или зоной реформы и открытости. Благоприятные экономические условия позволяют развивать её быстрыми темпами.

Почему не взять этот опыт на вооружение?

Или вот есть такой механизм как ТОРы (территории опережающего экономического развития), о которых мы писали на прошлой неделе. Здесь, как можно понять из последних высказываний президента Путина и председателя правительства Медведева, в органах федеральной власти нет единого мнения. Если президент на «прямой линии» по нашему краю высказался пессимистично: «Вам нужно не включение в эту систему – вам деньги нужны, а эти деньги уже расписаны между регионами Дальнего Востока», то Дмитрий Медведев говорил несколько дней назад при отчёте перед Госдумой РФ о ТОРах, именно как о хозяйственном механизме. Правда, не имея при этом в виду Забайкальский край: «Но кроме денег нужно создавать механизмы, которые позволяют развивать бизнес регионам, привлекать инвесторов, в том числе и иностранных. Вот мы создали вместе с вами такой институт, как территория опережающего развития… На Дальнем Востоке уже действует 12 территорий опережающего развития, и там потенциальный объём инвестиций может составить до 1 трлн. рублей… Аналогичная работа разворачивается и по моногородам, где у нас, скажем прямо, не лучшая ситуация. На сегодняшний день там созданы три такие территории: в Татарстане (в Набережных Челнах), в Ростовской области (в Гуково) и в Иркутской области (в Усолье-Сибирском). Но эта работа будет продолжена».

Ожидать ли что-то в этом плане нашему краю? Думаю, это будет зависеть от активности и компетентности нашей региональной власти.

А она, судя по всему, больше любит страдать по бюджетному дефициту и выпрашивать деньги у федерального центра.

Что же теперь – штык в землю и ждать ручного управления президента?

Владимир Тихомиров