В Краснокаменске осужден водитель автобуса, наехавший на пассажира
Рост цен на топливо должен пройти плавно и с пользой для автолюбителей
С 1 апреля в России - второй раз за год - увеличились акцизы на бензин и дизтопливо. Этот рост должен был поднять оптовые цены, а затем и розничные. Но пока что никаких кардинальных изменений в стоимости топлива не произошло. О том, как сегодня обстоят дела на топливном рынке Забайкальского края, и стоит ли ждать ценовых всплесков на горючку, рассказал руководитель регионального управления Федеральной антимонопольной службы Евгений Минашкин.
Хабаровский след
- Постоянно приходится слышать, что в Забайкалье самые высокие цены на бензин в Сибири. Долго ещё будем оставаться в лидерах?
Лидерство нашего региона в рейтинге цен на бензин в Сибири давно не новость, это констатация факта. Во-первых, Забайкалье находится в невыгодном географическом положении, во-вторых, у нас по сравнению с рядом других территорий очень разнится организация рынка. В крае два основных хозяйствующих субъекта: «Роснефть» и «Нефтемаркет». Причём первый является самым крупным оптовиком. Однако в Чите находится только филиал компании, а не полнокровная дочка, которая создала бы широкую сеть АЗС. Роснефть имеет определённую долю в «Нефтемаркете», но это не контрольный пакет, поэтому дочкой «Нефтемаркет» также считать нельзя. А теперь посмотрим на соседнюю с нами республику Бурятию. Самая распространённая там структура - «Бурятнефтепродукт» - является дочкой Роснефти, которая, так скажем, для своих делает оптовые поставки по одной цене, всем остальным - по другой.
В Сибири на большинстве территорий присутствует две, а то и три вертикально-интегрированных нефтяных компании (ВИНК). У нас же только филиал «Роснефти» - основной поставщик по опту, а основной игрок на розничном рынке, к сожалению, не является дочкой «Роснефти».
Кроме того, в Забайкалье несколько искусственно в рейтинге цены на бензин приписали к Сибирскому федеральному округу. Ведь есть такой фактор, как управление. Филиал №7, который находится в Чите, управляется компанией «Востокнефтепродукт» - большой дочкой Роснефти из Хабаровска. И ценообразование оптовой цены для нашего филиала происходит именно там с учётом среднеокружных тенденций.
- То есть среди регионов Дальневосточного федерального округа мы бы не выделялись?
- Совершенно верно. Мы имеем не самые «крутые» цены на бензин в России. В Сибири первые, потому что такая организация рынка. А внизу списка Омск, Томск, у которых внутри крупная конкуренция, есть три ВИНКа, есть их дочки, которые имеют массу своих заправок. Я понимаю, что мы никогда к среднероссийской цене не приблизимся, потому что мы - далёкая территория с малым количеством экономики, населения, а это как раз сказывается на присутствии ВИНКа. Вторая крупная нефтяная компания сюда не пойдёт.
На ситуацию могло бы повлиять появление дочки «Роснефти» на нашей территории, но для этого «Нефтемаркет» должен был бы продать свой контрольный пакет, как это сделало в своё время ОАО «Бурятнефтепродукт». Понимаю, что бывшие хозяева наверняка минимизировали свои доходы, но они поступили правильно с точки зрения интересов народа.
Главное - избежать дефицита
- К теме повышения акцизов. Наблюдает ли ваше ведомство с апреля рост цен на топливо в Забайкалье?
Забайкальский УФАС ведёт еженедельный мониторинг ситуации на топливном рынке. Смотрим уровни оптовой и розничной цены по нескольким основным хозяйствующим субъектам. Так вот весь первый квартал состояние оптовой цены не вызывало у нас никаких смущений. Она практически стояла на месте. Например, «Роснефть» оптом продавала Аи-92 (самая популярная марка бензина - авт.) в январе по цене 37,5 тысячи рублей за тонну - средняя цена. В феврале - также 37,5, в марте - 39,3, в апреле - 43,3, к середине мая - 42,7. Получив усреднённый показатель, мы видим, что рост есть, хоть и небольшой. А, значит, должна подрасти и розница. Но стоит подчеркнуть, что рынок ГСМ в стране устроен достаточно основательно. И есть такой термин - временной лаг. Он составляет от 1,5 до 2 месяцев как минимум. На разных территориях он разный. Зависит от того, какие игроки на рынке конкретной территории присутствуют, от запасов топлива, количества автомобилей и так далее.
Даже если бы не было повышения акциза в апреле, между январём и июнем рост цен на топливо был бы неминуем. Сезонный рост всегда есть, как на продукты питания, так и на ГСМ. Недаром говорят: «Дорого яичко ко Христову дню». Сезонный спрос на бензин и дизель у нас железно присутствует, когда начинаются весенне-полевые работы. К тому же у многих зимой машины в гаражах стоят на приколе 3-4 месяца, потом они выходят - потребление увеличивается. Это тенденция общероссийская.
Сейчас мы фиксируем изменение цены на бирже, но оно идёт большими темпами, чем повышение оптовой цены, а розница у нас пока стоит на месте. Когда этот рост скажется на рознице - будет зависеть от того, у кого какие остатки. Мы сейчас видим из своего мониторинга снижение запасов у хозяйствующих субъектов, которые покупают топливо у «Роснефти». Мы понимаем, что остаток снизится до критического и начнётся покупка новой горючки. А она будет дороже, вот тогда и будет решаться вопрос по изменению розничной цены.
- Может быть такое, что хозсубъекты края решат воспользоваться ситуацией и заломят цену выше, чем это требуется?
Эти процессы мы и отслеживаем. Если изменение розничных цен будет протекать синхронно и примерно совпадать с процентом роста оптовых, значит всё в порядке. Если же рост произойдёт скачкообразно - у нас появятся вопросы.
Повышение акцизов неминуемо приведёт к росту цены на горючку, но я предполагаю, что это пройдёт также ровно, как и в прошлом году. Каких-то страшных колебаний быть не должно. ФАС России и Минэнерго на высшем уровне поручено контролировать этот процесс. Если антимонопольная служба увидит резкий всплеск, то туда будет обращено особое внимание.
И если заметим, что кто-то хочет что-то урвать, особенно если это будет доминирующий на рынке субъект - мало не покажется, его ждут огромные штрафы.
Минэнерго же проследит за тем, чтобы не создавался дефицит топлива из-за ремонтных кампаний на нефтеперерабатывающих предприятиях страны. В 2009-2010 годах мы получили резкий скачок цен из-за того, что эта кампания была не согласована, и одновременно 4-5 заводов вставали планово на ремонт, останавливалась отгрузка, создавался ажиотаж. Это не должно повториться.
В 2015 году официальная инфляция составила 12,7%, а среднее изменение цены на топливо от января к декабрю составило в районе 10,7%. На этот год есть разные прогнозы по инфляции, разные источники называют цифры 7,8%, 8,5%, и мы прекрасно понимаем, что с повышением акцизов колебание на эту цифру неминуемо.
Однако хочу сказать, что есть и обратная сторона медали. Существует поручение президента, по которому собранные деньги за счёт апрельского повышения акциза будут распределяться между территориями для пополнения дорожных фондов. От 80 до 90 миллиардов рублей с этого акциза, по расчёту Минэкономразвития, государство должно собрать. И если эту сумму распределят по регионам, то они получат деньги на ремонт дорог. Тогда, наверное, любой автомобилист будет этому благодарен.
Артём Стромилов
Статья опубликована в газете «Экстра» №20 от 19 мая 2016 года