Агинский стрелок стал лучшим в стране

09:58, 28 марта 2008

В Забайкальском крае бесконечно ищут «свой путь развития», «точки роста» - и в итоге просят у Москвы денег.

На прошлой неделе врио губернатора края Наталья Жданова вновь пыталась найти в Москве счастье для нашего региона. Но вот что обращает на себя внимание: ничего нового и отличного от того, чем занимался экс-губернатор Константин Ильковский, не происходит.

Когда бедность - большой порок

Врио губернатора идёт по следам своего предшественника и словно под копирку повторяет всё, что ещё недавно делал Константин Ильковский. Судя по сообщениям пресс-центра, Жданова, во-первых, снова обратилась к Дмитрию Медведеву с просьбой в 2016 году рассмотреть вопрос об увеличении дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета Забайкальского края» Во-вторых, предложила закрепить повышенный районный коэффициент на федеральном уровне (хотя в федеральном правительстве по этому поводу сказали всё). И, в-третьих, договорилась создать команду из сильных экономистов с основной задачей - «разработать инновационные проекты и выявить точки роста экономики края».

Ну, что тут скажешь? Представляю, когда руководитель региона говорит, скажем, председателю правительства или министру финансов, что «Забайкалье столкнулось с дефицитом финансовых средств», и просит подать на бедность, тут же должен последовать встречный вопрос: в чём причина, какая такая стихия этот дефицит породила? Трудно даже представить, что может ответить на этот вопрос глава региона. Цунами, землетрясения, разрушительные наводнения? Ничего этого нет. Но стоит тому же федеральному министру открыть в компьютере страничку с социально-экономическими показателями Забайкальского края – и всё становится на свои места. Например, печальны итоги работы в первом квартале 2016 года. Полный провал в сфере обрабатывающих производств, сельском хозяйстве, обороте розничной торговли, обороте общественного питания, объемах платных услуг населению. Организациями всех форм собственности и населением построено всего 265 квартир (94,3% к уровню соответствующего периода предыдущего года) общей площадью 15,7 тыс.кв. м. (60,9%). В результате сократились реальная заработная плата и реальные денежные доходы населения. Общая численность безработных составила 58,1 тыс. человек, что на 6,2% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Уровень общей безработицы составил 10,8% от экономически активного населения, что тоже больше прошлогоднего показателя. Люди массово уезжают из края в другие регионы, в том числе Сибирского федерального округа. Только за три месяца текущего года край покинули 1425 человек (что больше уровня соответствующего периода 2015 года на 6,7%).

Да и в 2015 году наблюдался серьёзный спад в экономике. Рост объемов производства был только в добыче полезных ископаемых. Снижение отмечалось по видам деятельности – обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, сельское хозяйство, строительство, оборот розничной торговли, оборот общественного питания, объем платных услуг населению. Сократились реальная заработная плата и реальные денежные доходы населения. Более половины предприятий края убыточны.

Нетрудно предсказать ответ федеральных руководителей: надо сначала навести порядок в собственной экономике края, предпринять меры для увеличения производства, а потом уже обращаться к федеральному центру за помощью. Поэтому и Ильковскому в основном отказывали в финансовой помощи, и Ждановой, думается, мало что дадут сверх того, что определено бюджетом. Бедность в данном случае кроется в порочном руководстве социально-экономической сферой края.

«Точки роста» - не в экономике, а в головах

Когда наши руководители постоянно заявляют, что Забайкальский край «ищет свой путь развития» или «точки роста» в экономике – становится и смешно, и грустно одновременно. Ну, сколько можно искать свой путь, когда край (как бы он раньше не назывался) существует почти 80 лет, в новейшей его истории существует большое количество социально-экономических целевых программ (как федеральных, так и региональных), несколько различных Стратегий развития вплоть до 2030 года и проч.

Но всего этого, оказывается, мало, мы снова вроде как заново родились. С удивлением узнаём, что и на прошлой неделе Наталья Жданова искала этот путь развития Забайкальского края в Москве, после чего с гордостью сообщает: «Мы договорились, что в продолжение начатой работы под руководством помощника президента создадим в Забайкалье команду из сильных экономистов. Основная наша задача - разработка инновационных проектов и выявление точек роста экономики края».

Здесь, очевидно, стоит заметить: ну, сколько же можно расписываться в собственном бессилии. Неужели некие «сильные экономисты» (которые и путь страны в целом никак не могут найти) лучше увидят наши региональные проблемы, определят наш потенциал и укажут нам светлый путь? Сколько уже их здесь было, когда они разрабатывали наши региональные программы и стратегии, сколько денег на них потрачено, а что в итоге? Уедут с нашими миллионами в Москву (распилив их местными начальниками), а тут хоть трава не расти. Нет, неймётся, снова зовём каких-то «сильных экономистов» со стороны! Надо полагать, наши забайкальские министры со своими огромными аппаратами, научные и производственные учреждения и проч. - так себе, для антуража существуют.

Как тут не вспомнить казус, который прозвучал в Послании губернатора края депутатам ЗС, которое он озвучил накануне текущего года. После трёх лет руководства Забайкальским краем Константин Ильковский и его правительство решило провести маркетинговые исследования с целью выявления его приоритетных экономических возможностей. И это не шутка. Это – одно из ключевых поручений Минэкономразвития края. Вот прямо так и сказал: «Проведение таких исследований позволит оценить уровень конкурентоспособности отраслей экономики и определить стратегические направления его повышения для Забайкальского края. Поручаю Министерству экономического развития организовать проведение такого исследования».

А ведь, помнится, когда Константин Ильковский был ещё врио губернатора, у него стратегические направления развития края от зубов отскакивали. Здесь и горнорудная отрасль, и малый бизнес, и сельское хозяйство, и инвестиционная деятельность… Все они получили отражение и в Народной программе, которую в самом начале своей деятельности инициировал экс-губернатор, и в Стратегии социально-экономического развития забайкальского края до 2030 года, которая принималась с большой помпой, и в ряде региональных целевых программ.

Неужели Наталье Ждановой хочется повторять эти песни и исполнять их в собственной интерпретации, подав как нечто новое? Неужели не видно всей абсурдности затеянного дела?

Впрочем, о чём говорить? Наталья Жданова с самого начала записала в свои предвыборные обещания: «Нам предстоит наладить поступление в Забайкалье денежных средств из федерального центра». Заметьте: не направить усилия на улучшение финансового положения на основе укрепления собственной региональной экономики, а «наладить поступление». Это с какого перепугу? Значит, просить, плакаться, расписываться в недееспособности. Чем, собственно, она и занималась почти всю прошлую неделю в Москве.

Что ж, «достойная» позиция кандидата в губернаторы.

Владимир Тихомиров