Пятьдесят пять дальневосточных железнодорожников будут работать в Забайкалье
Налоговая база региона тает на глазах, а правительство края строит воздушные замки и обещает населению процветание.
На прошлой неделе состоялось два события, которые при серьёзном анализе трудно логически совместить: ещё одно оптимистическое программное выступление Натальи Ждановой перед журналистами и публичные слушания об исполнении краевого бюджета за 2015 год.
Непорочное зачатие денег
Первое событие – выступление врио губернатора - просто сказка. Красивые лозунги: «Работать на полную мощь и не бояться трудностей», «Задача – повышение качества жизни забайкальцев», «Стабилизировать ситуацию в крае» и т.д. Оптимизм в каждом слове. Но нас, конечно, интересует то, какими методами и ресурсами будет осуществляться повышение уровня жизни наших земляков. Верное замечание Натальи Николаевны о том, что «деньги с небес не падают» тут же нивелируются её заявленными надеждами на то, что федеральный центр нам поможет. Снова она в первую очередь уповает на «снижение доли краевого софинансирования до допустимого минимума» в федеральных программах. Если перевести её слова на человеческий язык, то всё очень просто: надо, чтобы федеральное правительство больше вкладывало финансов в край, а нам бы оставался некий «допустимый минимум». Ну, что такое этот минимум мы уже знаем, его не раз предлагало и прежнее руководство краем – пять процентов от общего объёма инвестиций, дескать, большего мы не потянем.
Ну, никто не возражает против и федеральных программ, и «минимального уровня софинансирования». Но ведь мы хорошо знаем позицию федерального центра: помогать в первую очередь тем, кто и сам воз везёт, а не раскисает в бессилии и жалобно просит помощи. Может быть, мы чего-то не знаем и эта позиция изменилась? Вряд ли. Всё остальное в заявлении Ждановой – это некие ссылки на рамочные соглашения о намерениях с различными корпорациями, организациями и т.д. (у бывшего губернатора Константина Ильковского их было огромное множество, о чём тоже громогласно заявлялось в СМИ, но они так и остались намерениями) и на некие быстродействующие инвестиционные проекты без всякой конкретики.
Но, если Наталья Жданова всерьёз решила «стабилизировать ситуацию в Забайкалье», то хотелось бы узнать – за счёт чего, с помощью какой внятной экономической политики, кроме упования на Москву, она намеревается это сделать. Пока этого нет, трудно поверить, что она выполнит «главное поручение президента» и обеспечит своевременную выплату зарплаты бюджетникам, а также социальные обязательства. Ведь деньги действительно с небес не падают.
В общем, автор этих строк, как ни старался, не смог выяснить: если деньги падают не с небес, то где кроется их непорочное зачатие?
Прохудившийся кошелёк
Второе событие – общественные слушания по исполнению бюджета Забайкальского края за 2015 год. Думаю, полезное мероприятие. Хотя бы для того, чтобы понять всю трагичность нашего краевого бюджетного кошелька. Для этого надо, очевидно, посмотреть на динамику главного финансового документа края. Тем более, что по итогам состоявшихся слушаний, были сделаны рекомендации руководителям края.
Что здесь в первую очередь бросается в глаза? То, насколько просел наш краевой бюджет по доходам на 2016 год по сравнению даже с не полностью исполненным бюджетом прошлого года. Судите сами. Доходы за 2015 год в целом составили 44 млрд. 207 млн. рублей (95,9%) к уточненным годовым бюджетным назначениям. Из них безвозмездные поступления - 19 млрд. 526,6 млн. рублей (97,8% к уточненным годовым бюджетным назначениям). А теперь – внимание! – сравните эти показатели с теми, которые были заложены в бюджет края на текущий 2016 год. По доходам он изначально запланирован в размере 36 млрд. 973,9 млн., то есть на 7,2 млрд. руб. меньше. Конечно, здесь сказалось то, что федеральная власть запланировала в качестве безвозмездных дотаций уже только 12,7 млрд. рублей, то есть на 6,8 млрд. меньше прошлогоднего. Остаётся надеяться на свои силы.
Не будем анализировать расходы бюджета – это не входит в нашу задачу. Но вот что стоит выяснить: есть ли у нас сегодня перспектива при условии сокращения безвозмездных дотаций из федерального бюджета самим выйти из резкой бюджетной недостаточности?
Безработный бюджет
Для этого давайте посмотрим на структуру доходов. Львиную долю доходов бюджета в 2015 году (в этом году структура почти не изменилась) составил налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – 43,8% ((10 8 млрд. рублей). Затем идёт налог на прибыль организаций - 15,9%, акцизы по подакцизным товарам - 9,7% и проч. Значит, краеугольным камнем увеличения доходной части бюджета был и остаётся налог на доходы физических лиц, то есть всех работников Забайкальского края. А вот здесь-то и кроется главная бюджетная дыра.
Ещё в январе текущего года на совещании с предпринимателями начальник отдела профобучения нашего края Анатолий Халтурин шокировал всех новостью: в ходе ежегодной паспортизации населения было выявлено 270 тысяч граждан трудоспособного возраста, которые нигде не работают и не учатся, более 80 тысяч из них – молодёжь. Учитывая, что по последним данным в крае численность экономически активного населения составляет 536,5 тыс. человек – цифра тунеядцев действительно шокирует. Выходит, живут люди, потребляют материальные блага, но нигде не числятся и не платят НДФЛ, а наши краевые власти с ног сбились, не знают, чем наполнить краевую казну.
Правда, уже в феврале на совещании Службы занятости населения её руководитель Инна Щеглова публично опровергла шокирующую цифру наличия тунеядцев в крае и тут же привела новый, более мягкий вариант «секретного отряда» безработных. Она сказала, что действительно, по данным глав районов и городов, в сельских поселениях и городских округах есть незанятое население, и составляло оно на начало 2015 года 277,2 тыс. человек. Однако, по ее словам, «это могут быть граждане, которые получают «серую заработную плату», это граждане, занятые в личном подсобном хозяйстве, это работающие по гражданско-правовым договорам и они не нуждаются в трудоустройстве по различным причинам».
В то же время наша власть тешит себя цифрами: дескать численность безработных у нас составляет около 60 тыс. человек (10,8% от экономически активного населения), а официально зарегистрированных безработных и того меньше – около 13 тыс. человек (2,5%).
Ну, от всей этой казуистики бюджету не легче. Вопрос надо решать кардинально: детально разобраться, чем у нас занимаются люди, вывести их из тени, обеспечить работой и легальной зарплатой. Вопрос для правительства региона невероятно сложный и запущенный. Он напрямую касается реанимации многих предприятий, оживление производства. Но без этого мы бюджет не наполним собственными доходами, а будем вечно клянчить деньги у федерального правительства. Или плодить долги за счёт коммерческих и иных займов. Хотя участники слушаний исполнения бюджета рекомендовали руководству края не допускать роста госдолга. Запоздалая рекомендация. В прошлом году он был в размере 26,6 млрд., на 1 июня текущего года сумма долга достигла 28,3 млрд. рублей.
Если всего этого не сделать (а у Ждановой об этом и речи нет), тогда вопрос: чем Наталья Николаевна собирается выполнять главное поручение президента – вовремя платить зарплату бюджетникам и выполнять социальные обязательства?
Владимир Тихомиров