В Чите в майском параде Победы будут участвовать 40 боевых машин
В нашем крае чиновники не стремятся к результатам, а симулируют программную деятельность.
Слова, вынесенные в заголовок, прозвучали из уст Владимира Путина на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, состоявшемся на прошлой неделе. Он отметил, что граждане хотят слышать не «перечисление законов, мер, поручений», а результаты деятельности правительства, которые должны «измеряться позитивными, понятными вещами».
…Словно ищем в потёмках чего-то
Сказано это было в адрес федерального правительства, а как будто специально для руководителей Забайкальского края. Ну, в самом деле, если можно заморочить людям голову различными программами и стратегиями социально-экономического развития региона, другими прожектами в виде кластеров, ТОРОв, особых экономических зон и «точек роста», то правительство края, его сменяющие один другого губернаторы достигли невиданного «успеха». Бывший губернатор Константин Ильковский три года назад начинал свою деятельность словно с чистого листа, как будто он попал не в край с богатой историей, в том числе экономического развития, а на невидимую обратную сторону луны. «Народная программа», стратегия до 2030 года, десяток подпрограмм, постоянные ссылки на кластеры и проч. – всё это сыпалось как из рога изобилия. А ведь до него ещё были приняты программы социально-экономического развития региона до 2020 и до 2025 годов, за которые московским разработчикам уплачены миллионы рублей из краевой казны. Но…
Незадолго до своей отставки, после трёх с половиной лет руководства Забайкальским краем, губернатор Ильковский и его правительство решили провести маркетинговые исследования с целью выявления… приоритетных экономических возможностей края. И это не шутка. Это – одно из ключевых поручений в адрес Минэкономразвития края, которое губернатор озвучил в своём ежегодном Послании депутатам Законодательного собрания края в самом конце прошлого года. Вот прямо так и сказал: «Проведение таких исследований позволит оценить уровень конкурентоспособности отраслей экономики и определить стратегические направления его повышения для Забайкальского края. Поручаю Министерству экономического развития организовать проведение такого исследования».
Но вот пришёл новый врио губернатора. И снова, уже Наталья Жданова, словно и не было долгого периода поисков, программ и стратегий, а край всё начинает с чистого листа, заявляет: «Мы разрабатываем стратегию, целью которой является подъём экономики, привлечение инвестиций. Мы знаем, в какой последовательности идти, шаг за шагом, видим приоритеты». Если добавить к этому, что и министр Минэкономразвития Сергей Новиченко тоже не раз заявлял, что «Забайкальский край ищет свой путь развития», то становится непонятным – а что, все те программы и стратегии, в создании которых эти управленцы принимали самое деятельное участие – от лукавого? На всё это надо наплевать, забыть и начинать с чистого листа? Если добавить к этому, что в Заксобрании края, как это было на днях озвучено председателем Игорем Лихановым, собираются изучать программы всех участвующих в выборах партий, то создаётся впечатление, что край только что родился, у него нет вековой истории, и все наши руководители региона что-то постоянно ищут и никак не могут отыскать.
И вот что обращает на себя внимание. При всех этих «интенсивных» поисках никакой конкретики и результатов нет, а управленческим подвигом Натальи Ждановой и её министров считаются бесконечные вояжи в Москву и выпрашивание у федерального правительства денег, хотя бы для выплачивания очередной зарплаты учителям, врачам и проч.
Абы что, лишь бы деньги дали
Всё дело в том, что изначально наши программы писались формы ради. И это никто даже не скрывал. Когда принималась упомянутая стратегия до 2030 года бывший министр экономического развития Баир Галсанов откровенно сказал, зачем она нужна. Оказывается, наличие у региона утвержденной стратегии являлось непременным условием для того, чтобы региональные проекты смогли получать финансовую поддержку на федеральном уровне.
После этого откровения вспомнился курьёз, который случился при принятии программы развития региона до 2025 года. Тогда депутаты ЗС края очень не хотели принимать этот некачественный документ, подготовленный московской группой из государственного научно-исследовательского учреждения за вознаграждение в пять миллионов бюджетных рублей. Но депутатам объяснили, что если не утвердить программу – не будет и федеральных денег. И вот глава бюджетного комитета написал на документе: «Учитывая, что проект закона края необходим для его представления в федеральные структуры с целью получения дополнительной финансовой помощи для развития экономики края, комитет считает возможным его принятие …». Как говорится, нарочно не придумаешь.
Но не только это является, по сути, симуляцией программирования. Принятые программы, на которые постоянно ссылаются наши чиновники, чтобы подчеркнуть свою неуёмную деятельность, как сказал президент, морочат людям голову. Ну, судите сами. В стратегии развития до 2030 года, в частности, говорится: «Сценарием сбалансированного роста предусматриваются структурные преобразования в составе отраслей специализации региональной экономики, связанные с внедрением и переходом к новым производственным технологиям. Предусматривается постепенное преобразование товарной структуры производства, где все большую долю начнут занимать более технологичные продукты, основная масса которых будет производиться за счет развития форм международной и межрегиональной специализации и кооперирования (аутсорсинга)».
Из всей этой словесной кучи хотелось бы узнать: а о каких таких высокотехнологичных продуктах за счёт развития международной специализации идёт речь? Не ищите, не найдёте. Зато предлагается создать некую Корпорацию развития Забайкальского края. А я-то думал, что такая Корпорация у нас есть – и называется она правительством Забайкальского края.
Тогда автор этих строк заглянул в аналогичную программу развития до 2025 года и обнаружил то же самое, завораживающее, но всё так же не конкретное. В частности, говорится, что в приграничных зонах будет развиваться «производство, в том числе сборка разнообразных промышленных товаров на основе завозимых комплектующих и материалов из российских регионов, а также из КНР, Монголии и других государств». Более того, эти товары будут столь технологичны, что будут иметь «выраженную экспортную направленность».
Ну, сказка, а не планы. Нет только одного: что же это за товары, которые мы, скажем, в Могойтуе или в Забайкальске будем производить из зарубежных комплектующих, а потом их охотно станут покупать где-нибудь в Японии или в Сингапуре? Что это за товары? Автомобили новейшего поколения, холодильники или стиральные машины? Не хочется злословить, но всё это напоминает Нью-Васюки, придуманные талантливыми сатириками. И заметьте, что это всё предполагается делать в условиях планируемого сокращения населения края, а значит миграции наиболее активного и грамотного молодого населения.
Шум словесной шелухи
Чего только нет в этих дорогих ( в прямом смысле) для регионального бюджета программах! Например, говорится, что «переход к межотраслевому управлению связан с переходом от «управления затратами к управлению результатами», что предусматривает разработку и поэтапное внедрение технологии работы с бюджетом, ориентированной на создание «бюджета развития» (результативное управление). Это требует пересмотра принципов бюджетного управления с учетом приоритетов стратегического развития края». Ну, умно, умно сказано. Только что толку? Кто-то из народа что-то понял? Тем более, что то, что происходит с нашим бюджетом, мы знаем.
Копаясь в одной из стратегий, созданных в прошлые годы, я долго вчитывался в мудрёную фразу, изобретённую в недрах столичного экономического истеблишмента, определяющую, очевидно, суть и назначение программы. Не удержусь, чтобы процитировать её (читатель, напряги извилины): «Программа ориентирована не только и не столько на получение фиксированных результатов, задаваемых точечно, сколько на создание механизма реализации Программы, обеспечивающего максимизацию степени соответствия программной траектории направлению движения к заданным целям».
Ну, как тут не процитировать наставление Владимира Путина на Совете по стратегическому развитию, прозвучавшее на прошлой неделе: «Надо максимально четко и ясно сказать обществу, чего мы хотим добиться. И, конечно, ни в коем случае нельзя людям морочить голову подробным перечислением законов, мер, поручений. Граждане не это хотят услышать».
А услышать и ощутить они хотят, как отметил президент, сокращение очередей в поликлиниках, быстрое оказания медицинской помощи для живущих в труднодоступных районах, приемлемые условия ипотеки, возможность для каждого проверить и понять, как формируются коммунальные платежи…
Каждый может дополнить перечень сам. Но вот об это-то наши чиновники чаще всего и умалчивают.
Владимир Тихомиров