«Цветущий багульник-2008» ждет именитых участников

09:26, 3 апреля 2008

Брат-близнец известного политика, врача и депутата Государственной Думы 6-ого созыва Николая Говорина Анатолий рассказал о детстве, юности и различиях между такими одинаковыми с виду Говориными.

– Анатолий Васильевич, Говорины – большая и счастливая семья. В чем ваш секрет этой счастливой жизни?

– Уважать друг друга и честно трудиться. Весь секрет – это труд. Так в нашей большой семье всегда было принято. Мы с братом родились по счету уже третьими, точнее, третьим и четвертым. Старшей сестре Тамаре пять лет было, брату Виктору - три, когда мы появились на свет. Жили тогда в селе Нерчинский Завод. Это, как вы знаете, юго-восточная часть Забайкальского края. Отец, Василий Анатольевич Говорин, после войны работал начальником пожарной охраны, а в 1960 году возглавил дорожно-ремонтный отдел при райисполкоме. С мамой, Надеждой Петровной, они вместе уже 70 лет. Скоро отцу исполнится 95, а маме – 89 , слава Богу, все живы-здоровы.

Мой брат уже говорил, что мы с детства были приучены к труду. Домашних обязанностей было много, при этом никто их не прописывал, просто такой уклад сложился. Отец должен был зарабатывать не покладая рук. Он охотился, держал пасеку, – все было для семьи. Мама вела домашнее хозяйство. А мы помогали ухаживать за скотиной и птицей – у нас были коровы, свиньи, индюки. Такая вот хозрасчетная система!

- Благодаря этому вы и жили в достатке?

- Безусловно. Пасека нам позволила иметь семейный автомобиль, мотоциклы. Мы с братом, подобно отцу, рано увлеклись охотой: ходили в лес одни, ставили петли, капканы, ловили зайцев. Самостоятельно ездили на ночную рыбалку на Аргунь. Килограмм по двадцать могли поймать, а это тоже достаток в дом. И рыбу эту чистили тоже сами.

– Понятно, что лучше вас брата вряд ли кто знает. У вас много сходства, ну а различия какие-то есть? Расскажите о них.

– В целом, мы очень похожи не только внешне, но и по психологическому укладу. Может быть, он был более уравновешенным изначально, более дипломатичным. Возможно, в его случае и профессия врача-психиатра формирует более терпимое отношение к людям и понимание природы человеческой психики. А я много лет заведовал инфарктным отделением в реанимации, где всё нередко решают секунды, два раза не повторяешь. Вы, уверен, поняли о чем я. Такие условия делают тебя более жестким. Кроме того, я 16 лет работаю ректором медицинской академии, что требует порой административных волевых решений. А во всем остальном мы схожи – биология одинаковая.

- Вы с братом всю сознательную жизнь посветили помощи людям, лечению их душ и тел. А как вы пришли к решению связать себя с медициной?

- Я с детства знал, что стану врачом. А Николай в 1970 году с отличием сдал вступительные экзамены в технологический институт на энергетический факультет в Улан-Удэ. Но через месяц разлуки я уговорил его вернуться. Он вслед за мной сдал экзамены в медицинский, так и стал врачом.

Все шесть лет учебы мы не только учились, но и работали, получали повышенную стипендию и чувствовали себя независимыми. А это ведь очень важно – ни от кого не зависеть. За период студенчества были и сторожами, и кочегарами, а после четвертого курса пошли работать фельдшерами. Пошел медстаж. Сегодня «накапало» уже 42 года у нас, на двоих аж 84! В медицине, правда, пошли разными стезями. Брат ушел в психиатрию, а я в кардиологию.

- Но почему ваши пути разошлись?

- Не разошлись. Просто мы пошли двумя параллельными дорогами. В течение двух последних студенческих лет я с братом работал фельдшером в психиатрической больнице. Это было очень трудно, но интересно для него. Я знаю точно, Николаю хотелось познавать природу душевных болезней и помогать людям. Он окончил интернатуру по психиатрии, стал рано заведовать отделением, одновременно заочно учился в аспирантуре Московского научно-исследовательского института психиатрии, стал кандидатом наук и пришёл работать в медицинский институт, где я уже работал. Докторскую диссертацию он защитил, только вдумайтесь, в 39 лет. Это почти на месяц раньше меня. Но это и не удивительно, ведь он на целых 15 минут старше меня. Не секрет, что мы всегда шли параллельно. Такая здоровая у нас была конкуренция.

– Анатолий Васильевич, расскажите подробнее, какие семейные традиции у вас существуют?

– Самая дорогая для нас – это встреча на 9 мая. Мы все обязательно собираемся, чтобы поздравить нашего отца – участника и инвалида Великой Отечественной войны, который с первых дней войны был на фронте, еще год воевал с бандеровцами в городе Ровно и домой вернулся только в июне 1946 года. Один брат отца, Иван, погиб в 1942 году на фронте, другой, Николай, вернулся с войны абсолютно слепым и инвалидом 1-й группы. Для всей нашей семьи и, я думаю, для всех наших сограждан День Победы – это святой день.

- Скажите, зачем уважаемому ученому, профессору и просто вполне успешному Николаю Говорину заниматься политикой, добавлять себе проблем?

- Наверное, нас так воспитали родители: с обостренным чувством справедливости и постоянным стремлением что-то менять вокруг себя к лучшему. В сегодняшнем положении моего брата этих возможностей заметно прибавилось. Как бы то не было, я и вся наша большая семья всегда будет рядом с ним. Он знает это и, несомненно, ценит очень высоко.

Изготовитель: Сивухина Виктория Александровна, Забайкальский край, город Чита. Заказчик: Говорин Николай Васильевич. Дата выпуска 09.09.2016. Оплачено из средств избирательного фонда кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Читинскому одномандатному избирательному округу №43 Говорина Николая Васильевича. Тираж 1 экз.