Танковый полк в СибВО приведен в боевую готовность
О том, как можно, используя преимущества власти, влиять на умы потенциальных избирателей, а также результаты выборов.
Мы много о нем слышим, особенно во времена предвыборных кампаний. Но едва ли действительно понимаем, что это такое и с чем его «едят». Загадочный и пресловутый административный ресурс трактуется общедоступной «Википедией» как излишнее влияние политических сил, партий и чиновников на какие-либо сферы деятельности. Впервые термин был употреблён в 1995 году Дмитрием Ольшанским, директором Центра стратегического анализа и прогноза. Он обозначил им влияние чиновников на ход выборов.
После этого данное понятие стало широко использоваться. А если разбираться глубже, то примерами использования административного ресурса можно назвать следующее:
перенесение выборовувеличение количества избирателей на выборах (например, участие в голосовании на местных выборах солдат местных воинских частей, пребывающих по месту проведения выборов лишь в период прохождения военной службы, что с точки зрения закона по меньшей мере спорно),уменьшение политической конкуренции и пр.выдворение под различными предлогами членов избирательных комиссий из участков, уничтожение нежелательно заполненных бюллетеней и заполнение заблаговременно заготовленных председателем комиссии бланков избирательных бюллетеней (с учётом численности потенциальных избирателей) не-избирателями (как правило, председателем комиссии, являющимся сотрудником спецслужб, администрацией учреждения, где расположен избирательный участок, сотрудниками местных органов исполнительной власти, а также полицейскими). Данный метод позволяет добиться фальсификации «высокого» показателя явки избирателей и «победы» нужного заказчику кандидата. Этот метод успешно используется и при проведении плебисцитов.отказ в допуске на избирательные участки наблюдателям от политических партий и общественных организаций, а также журналистамиспользование «каруселей», предусматривающих голосование одного избирателя на нескольких избирательных участках.Но это говорит нам сухая интернет-энциклопедия. А что может сказать человек, который знает о политике и теоретически, и практически, имеет свое мнение и может, пусть и не все, но многое прокомментировать. В конце концов, попробует ответить на вопрос, ощущаем ли мы, забайкальцы, на себе действие этого административного ресурса, или же наши предстоящие выборы будут поистине демократичными и честными. На эти и другие вопросы отвечала забайкальская общественница Марина Савватеева.
- Марина Львовна, расскажите где мы можем столкнуться с административным ресурсом и насколько это вообще законный метод?
- У нас сам закон написан так, что те вещи, которые законны, они неконституционны. Понятие «административный ресурс» - это тоже такое лукавое понятие, потому что вообще это должно называться нарушение закона. Был раньше термин «несуны» - это были обыкновенные воры, но так как в той системе невозможно было по-другому выжить, то придумали это слово. Так и здесь с административным ресурсом. Если соблюдать требования Конституции, то власть исполнительная, законодательная, судебная, и СМИ должны действовать абсолютно независимо. Когда же происходят выборы законодательной власти - исполнительная власть вообще не имеет права вмешиваться. Печально то, что этот административный ресурс заложен на стадии формирования избирательных комиссий. Потому что для меня это нонсенс, когда президент или законодательное собрание назначают часть избирательных комиссий. Их (избирательные комиссии) должны формировать субъекты избирательного права – политические партии и граждане. А у нас получается, что мы заведомо формирование избирательных комиссий отдали исполнительной власти, а потом удивляемся, откуда же у нас административный ресурс.
- То есть вы утверждаете, что использование ресурса начинается там, где того быть не должно в принципе?
- Простой пример. Можно зайти на сайт нашей краевой избирательной комиссии, посмотреть, что практически все территориальные комиссии возглавляют работники администрации, то есть, представители исполнительной муниципальной власти. Если мы возьмем участковые комиссии, то их, как правило, возглавляют руководители муниципальных учреждений, директора школ, главные врачи или их заместители. С одной стороны - это законно, но, на мой взгляд, это неконституционно. Это нарушение базового принципа.
- Нарушение Конституции?
- Нарушение принципов демократии. Я считаю, что мы оказались в такой ситуации, потому что мы именно нарушаем эти базовые принципы. Монтескье уже в 18 веке писал - чтобы государство было эффективным, должен существовать принцип разделения властей. Мы живем в 21 веке, но все ходим и ходим по этим «граблям», когда личные интересы какой-то группы людей становятся выше эффективности государства. А когда нарушаются первоосновы этого принципа, дальше все становится очевидным – дальше перетирание мелочей, которое дает заранее спрогнозированный результат. Все избирательные комиссии находятся в органах власти. У нас только недавно отделили избирательную комиссию региона из здания, которое принадлежит исполнительной власти. С Амурской на Чкалова. Но так как смысл формирования избирательных комиссий остался прежним, то и все пороки и «родимые пятна» остались прежними.
- Как, по-вашему, этого избежать?
- Избирательная комиссия должна формироваться только на момент проведения выборов. А мы превратили членов избирательной комиссий в высокооплачиваемых чиновников. Есть даже указ президента, где члены избирательных комиссий занимают государственные должности, то есть, это высшие должности в нашем Российском государстве. Выходит, что они встроены в эту систему и зависят от нее и желают сохранить этот «статус кво». Одно дело, когда создается команда для того, чтобы реализовать какой-то проект. Все приходят, все равны, все выполняют одну миссию. Когда проект закончен - все улыбаются, устраивают корпоратив и расходятся. Совсем другое дело, когда есть какой-то проект и по результатам этого проекта какая-то группа получит там рабочее место. Это совсем другие отношения в коллективе, совсем другие настроения.
- Здесь, я так понимаю, идет речь об изменении основ законодательства?
- Действительно, если все-таки мы когда-то придем к тому, что будем строить эффективное государство, то первое, что нужно будет сделать - это изменить все избирательное законодательство, исключить из формирования всех комиссий представителей законодательной и исполнительной власти. Это не их дело, потому что это их будут формировать. А так получается, они сейчас сами себя формируют.
- Как должно это выглядеть в идеале?
- Я вижу это так – заявились политические партии, которые собираются участвовать, общественные организации, сформировали избирательные комиссии, где друг за другом все смотрят, комиссия отработала и самораспустилась. Потому что исполнила свою функцию. Так как у нас исполнительная власть очень сильно встроена в систему выборов, и фактически она определяет и правила игры, поэтому у нас на каждые новые выборы пишется новое законодательство, то есть, нет никакой преемственности. Опыт предыдущих выборов специалистам только вредит.
- В чем основное проявление административного ресурса на данный момент, в чем он проявляется и когда?
- В сам день голосования, я считаю, есть вбросы, карусели, двадцатки-тридцатки. Но самые главные фальсификации происходят до этого момента. Потому что самая главная фальсификация в том, что у нас практически не осталось свободной прессы. То есть, мнение избирателя за кого голосовать формируется не в последний день. Его несколько лет информируют однобоко, оппозиции нет на основных телеканалах.
Кроме того, в законе об основных гарантиях говорится, что предвыборную агитацию запрещается проводить, выпускать и распространять любые материалы лицам, замещающим государственные и выборные муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим. А мы видим, что примьер-минист, губернатор, министры, ездят на транспорте администрации, встречи все проходят в административных зданиях, на встречах основная масса - это чиновники, которые в рабочее время в них участвуют. Даже президент агитирует. Они работают по принципу – победителей не судят. 18-го пройдут выборы - и все. Тем более, что оппозиция разгромлена, СМИ молчат.
- Приведите в пример, пожалуйста, то, что могут увидеть забайкальцы и что является нарушением?
- К примеру, если в школах наклеены – портреты кандидатов от ЕР и ЛДПР. Раньше разрешалось вешать, потом убирать перед днем голосования. Сейчас законодательство вообще запрещает это делать. Как правило, в школах находятся избирательные участки, в здании, где находится избирательный участок, агитация никаких кандидатов не размещается. Это нарушает закон.
Агитация за партию власти висит почти на всех почтовых отделениях, размещена в детских садах, бассейнах других местах, где другим кандидатам недоступна.
Второе. Так как сейчас у партии власти плохо с рейтингом, им нужна явка лояльных к ней людей. Запугать избирателя, что якобы за ним следят, и они должны отчитаться. Недавно по телевидению сказали – новшеством этих выборов будет то, что каждому пришедшему голосовать будет вручен календарик. То есть, этот календарик означает, что вы были на выборах и им вы фактически должны будете отчитаться перед своим работодателем (опыт референдума по объединению). Поэтому призываю всех членов комиссии - никакие календарики не раздавать. Потому что это - нарушение законодательства. Члены избирательных комиссии работают только с теми документами, которые в законе перечислены – это списки избирателей и бюллетени. Они составляют протокол, отвечают на жалобы. Никакие календари члены комиссий раздавать не должны. Если же это будут делать,то они заведомо работают на фальсификацию выборов. Они способствуют тому, чтобы людей обманывали. Они фактически фальсифицируют выборы и приводят к власти тех, которые их потом будут считать дураками и будут использовать.
- И, как принято сейчас, в эту кампанию, сравните ее с предыдущей, которая была в 2013 году. Какая она была по настроению, по использованию того же ресурса?
- Те выборы были другими. Были надежды на перемены, надежда на то, что Ильковский - свежий человек с бизнес-подходом. Но в крае очень тяжелая ситуация, которая мало зависит от личности. Это системные проблемы и пока не изменится система в целом, мы ничего не сможем изменить.