Сотрудница Читинской энергосберегающей компании присваивала деньги абонентов

12:27, 3 апреля 2008

2006-й стал для «Экстры» юбилейным - в тот год наша газета отметила свое 10-летие. За это время издание стало одним из наиболее авторитетных и независимых в Забайкалье, о чем свидетельствовали опубликованные в тот период беспристрастные рейтинги аналитиков, а также многочисленные поздравления от официальных лиц, известных жителей области и рядовых читателей. Сегодня, в преддверии уже 20-летнего юбилея, мы продолжаем листать подшивки и вспомним, о чем писала газета в середине нулевых.

Брак по любви и расчету

Главным политическим событием 2006 года в Забайкалье стало заявление об объединении Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. В материале «Свадьба с приданым» (№ 16 от 18 апреля) Владимир Тихомиров сообщает о весьма необычной пресс-конференции тогдашних глав двух регионов - Равиля Гениатулина и Баира Жамсуева, которые «с загадочными и просветленными лицами рассказывали журналистам о судьбоносном для возглавляемых ими территорий решении.

Они пришли к выводу, что почти через полтора десятка лет гордой самостоятельности двум братским российским территориям вновь необходимо объединиться в один субъект».

Автор пишет, что оба руководителя четко и твердо говорили прямо противоположное тому, что утверждали еще недавно. Так, глава АБАО ранее приводил убедительные резоны против объединения: «Последние годы он горячо доказывал не просто нецелесообразность, но даже пагубность объединения АБАО с Читинской областью. Экономику округа он считает более динамичной, чем экономическое развитие Читинской области - и это не пустая амбиция, утверждение имеет почву. Доказывал, что объединение повредит развитию, горячо, эмоционально. Вплоть до утверждения, что если решение об объединении наверху все же будет принято, то он «в этом участвовать не будет». После всего этого повернуть сознание жителей округа на 180 градусов повернуть будет очень трудно».

Уже через полгода, 10 октября, состоялось подписание обращения к президенту РФ об объединении Читинской области и Агинского округа. «Экстра» пишет, что в обращении, подписанном Равилем Гениатулиным и Баиром Жамсуевым, а также спикерами двух региональных Дум - Анатолием Романовым и Даши Дугаровым, предлагалось назвать новый субъект Забайкальским краем. Референдум планировалось провести в марте 2007 года, а датой образования определить 1 марта 2008 года. Как мы помним, голосование по укрупнению прошло успешно: жители двух субъектов дружно выступили за слияние, и вскоре все мы стали жить в новом регионе, коротко именуемом ЗК.

25 их было, 25…

Трагедией года стала авария на шахте «Центральная» в Вершино-Дарасуне. 7 сентября на глубине 135 метров проводились газосварочные работы - ремонтировали щиток. От нечаянной искры загорелся силовой кабель, постепенно огонь распространился по всему стволу шахты. К 13 часам, когда поступил сигнал о возгорании, под землей находилось 64 горняка. 25 из них не вышли из шахты живыми, последние 4 тела нашли лишь на вторые сутки…

В №38 «Экстры» заместитель директора Забайкальского территориального центра медицины катастроф Яков Таюрский, одним из первых прибывший на место трагедии, рассказал, что можно было спасти больше шахтеров.

Дело в том, что стоявший в шахте вентилятор, «гнал» воздух внутрь. Но после пожара его попытались переключить на обратную «отдувку», чтобы он вытягивал дым наружу. Однако вентилятор с этой задачей не справился и просто сгорел. «25 горняков погибли не из-за того, что получили какие-то травмы, а из-за отравления угарным газом, смертельная концентрация которого была превышена в несколько раз. Кроме того, незадолго до трагедии в двух соседних шахтах были проведены сокращения, и кое-кто из уволившихся начал работать на шахте «Центральная». Люди просто не знали всех выходов, потому и не смогли сразу выбраться…»

Глава МЧС Сергей Шойгу эту версию официально подтвердил, сказав, что горняки, не зная устройства шахты, попросту заблудились, и уже через час им нечем было дышать. Как спастись, людям никто не рассказывал - последняя запись в журнале инструктажа датировалась маем того года. Кроме того, о возгорании сообщили слишком поздно и больше часа пытались неудачно потушить пожар своими силами.

Массовые беспорядки в Харагуне

Конфликт на межнациональной почве, прогремевший на всю Россию, разразился в небольшом селе Харагун Хилокского района. 17 мая туда приехали из Читы несколько

азербайджанцев и избили одного из местных жителей. По слухам, они выбивали долги. На следующий день потерпевший собрал своих знакомых - односельчан, которые, подвыпив, устроили погром азербайджанской диаспоры, проживавшей в селе. Местные давно уже таили злобу на приезжих с Кавказа - это началось после того, как гости из бывшей союзной республики сильно оскорбили одну из харагунских девушек. В итоге, из искры разгорелось пламя.

Было сокрушено имущество азербайджанцев, сожжены принадлежавшие им 4 грузовика и 16 других автомобилей. Четверо обратились за медицинской помощью, а один из них позже скончался от полученной черепно-мозговой травмы. По разной информации в драке принимало участие от 50 до 100 человек.

В № 23 «Экстре» стало известно, что все азербайджанские семьи покинули населенный пункт. Однако спокойнее от этого не стало: «по селу прошел слух, что к ним на «разборки» едет человек пятьдесят. Люди, вооружившись кто чем мог, выставили «посты» на подъездах к Харагуну».

Выехавшему на место событий корреспонденту Андрею Белокопытову местные жители сказали, что конфликт давно назревал, но межэтнической подоплеки здесь не было: «Причина в другом, как вы уже, наверно, поняли, - в лесе». По их мнению, азербайджанцы незаконно возили древесину и вели себя недостойно, о чем сельчане даже неоднократно писали письма в Читу.

История получила продолжение в № 27, когда прокурор Хилокского района сообщил, что за хулиганство, уничтожение чужого имущества и участие в массовых беспорядках задержаны 16 местных жителей. Кроме того, объявленный 20 июня в федеральный розыск Виктор Малютин, собравший односельчан, добровольно явился в прокуратуру района и был задержан как организатор. Неделей позже в надзорный орган также пришел и был задержан объявленный в федеральный розыск Роял Юсифов. По версии следствия, именно он спровоцировал начало конфликта.

«Локомотив» стал «Читой»

2006 год стал историческим для забайкальского футбола с пометкой «минус». За несколько дней до старта чемпионата в первом дивизионе стало известно, что читинский «Локомотив», участвовавший во всех 14 сезонах второго по значимости первенства страны, был лишен профессионального статуса. Это означало, что команда фактически перестала существовать.

«Мы сделали все возможное, чтобы сохранить команды первого дивизиона во Владикавказе (профессионального статуса также тогда лишилась «Алания» - авт.) и Чите, трижды давали исключенным нынче клубам отсрочку», - прокомментировал ситуацию президент Российского футбольного союза Виталий Мутко.

Однако выход все же был найден. Руководство забайкальского клуба решило, что гораздо проще подготовить документы на новое юридическое лицо, чем вновь, в который уже раз отправлять в Москву бумаги «Локомотива». Было несколько версий нового названия прежнего по сути коллектива. Известно лишь, что наверняка рассматривались лишь «Забайкалье» и «Чита». Последнее слово осталось за губернатором, который постановил, что команда будет называться именем столицы региона. По мнению специалистов, это название должно было благоприятно сказаться на имидже города и области, о которых в европейской части страны многие из простых обывателей даже не слышали.

В начале апреля «Экстра» сообщила, что ФК «Чита» был принят в состав членов Профессиональной футбольной лиги и стал участником второго дивизиона. На состоявшейся через неделю по этому поводу пресс-конференции, Равиль Гениатулин признал, что исключение «Локомотива» из состава ПФЛ - недоработка областной администрации, а также серьезный прокол бывшего руководства клуба. Он также отметил, что основной задачей вновь созданной команды станет возвращение в первый дивизион. Как мы знаем, забайкальцам это удалось сделать в 2008 году, но, к сожалению, в том же сезоне «Чита» вновь покинула вторую по значимости лигу страны. Но это уже совсем другая история.