Боксер из Читы примет участие в международном турнире

13:44, 3 апреля 2008

То, что Алексей Мизгирев, режиссер авторского кино, взялся вдруг снимать что-то настолько мейнстримное, как костюмный фильм о дуэльном Петербурге, было, вообще говоря, удивительно. Трейлер не внушал опасений, но и внимания уцепить не мог: рекламу-то у нас, слава богу, делать давно научились, а вот с самими продуктом беда. Возможно, по причине этого стойкого предубеждения кинозалы на «Дуэлянте» не заполнены целиком – потому что иных причин нет. На экранах наших кинотеатров сейчас идет не просто хорошее кино. Там идет едва ли не шедевр.

Беда большинства российских картин в том, что режиссеры там, кажется, думают о чем угодно, только не о процессе: он идет себе потихонечку, а режиссер курит в сторонке. «Дуэлянт» снят человеком, предельно четко понимавшим, что он делает – каждую минуту своей работы. Мизгирев присутствует во всем, начиная со сценария, который сам же и написал - сценария, полного совершенно невероятной бульварщины, всех этих великих княжон, инфернальных графов, обесчещенных матерей и беглых каторжников. В других руках история таинственного бретера Яковлева вызывала бы только смех - у Мизгирева же выходит кино, пропитанное первобытным ужасом. Не верьте рекламе: «Дуэлянт» не о приключениях, он даже не о дуэлях. Он о чудовищной жестокости и боли, он о физически и метафорически выпущенных кишках, и если первого вам практически не покажут, то второго хватит, чтобы минуте так на десятой начать цепляться за подлокотники.

Это происходит потому, что в «Дуэлянте» продумано абсолютно все, вплоть фактуры актеров, изображающих эпизодические жертвы. Актёрский состав здесь поистине великолепный, начиная с замечательно талантливого Петра Федорова и заканчивая безупречным Сергеем Гармашом – но также великолепен и состав съемочной группы. Образ графа Беклемишева – это не один только Владимир Машков, играющий одну из лучших своих ролей. Это еще и потрясающая работа оператора Максима Осадчего, который тянет и тянет из лица актера дьявола, а из глаз – попавшего в капкан зверя. «Дуэлянт» поражает своей красотой – но это не клиповая немая красота глянца. Это совершенство, говорящее на языке кино. Мир здесь перекошен, наклонен, залит дождем и кровью, холоден и жесток – и во всем этом четко видна рука настоящего мастера, художника-постановщика Андрея Понкратова.

Вся эта поистине командная работа, четко подчиненная воле режиссера, дает эффект, который трудно изгладить из памяти. В кои-то веки прокатный рейтинг 16+ совершенно оправдан: «Дуэлянт» - это кино для взрослых людей. Для тех, кто понимает всю разницу между российским и, скажем, французским образом дуэли и мести. У Дюма можно подраться и подружиться, а мстить приходит всемогущий одиночка. В российской традиции дуэль - это всегда смерть, и одиночка, даже с деньгами, бессилен против власти и тьмы, воплощенной в громадах петербургских храмов. «Дуэлянт» и решает эту проблему по-русски, перемешивая надежду и ужас, почти сказку со знанием о реальности. И это может нравиться, а может нет, но в любом случае – это то, что стоит увидеть.

Клара Хоменко