Спасатели открыли дверь к трупу

15:20, 3 апреля 2008

Забайкальский край, возможно, попадёт в группу риска по градации Минфина РФ.

Сразу после выборов в органы власти руководители страны стали озвучивать идеи, о которых в период избирательной кампании говорить было не совсем уместно. Для Забайкальского края такие идеи могут иметь печальные последствия.

Денег нет, но вы… заработайте

На днях, 22 сентября, президент провёл заседание Совета Безопасности Российской Федерации. Обсуждались вопросы совершенствования государственной региональной политики. А 16 августа, как известно, совещание о мерах по обеспечению сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации провёл премьер Дмитрий Медведев. Не случайно. Главная проблема в стране, разумеется, деньги. Их нет ни у федеральной власти (государственный бюджет за 8 месяцев не добрал около 12% к тому же периоду прошлого года), ни, тем более, в регионах. Как жить, особенно регионам? Как обеспечить хотя бы минимальные обязательства перед людьми? Неужели главам большинства регионов так и стоять с протянутой рукой к федеральной власти, у которой тоже немалые проблемы?

На Совбезе Владимир Путин в связи со сложнейшим финансовым положением регионов озвучил новость: правительство разработало проект основ государственной политики регионального развития России до 2025 года. Проект обсуждался за закрытыми дверями, но кое-что о нём президент сообщил. Если коротко, то формула та же, которую в Крыму для населения озвучил Дмитрий Медведев: «Денег нет, но вы держитесь». Правда, она несколько модернизирована. Президент сказал: «На федеральном уровне нужно совершенствовать систему целевых субсидий и дотаций, следить и анализировать, насколько эффективно они используются регионами. И конечно, важно предлагать решения, которые повысят самостоятельность регионов и муниципалитетов в вопросах развития своей налогооблагаемой, доходной базы».

Проще говоря, президент предложил самим регионам зарабатывать себе на жизнь. А Дмитрий Медведев месяцем назад вообще заявил о готовности правительства в первую очередь финансово поддерживать те регионы, которые в динамике добиваются хороших результатов, а потом уже всем остальным – тем, кто только просит денег, но сам мало что предпринимает.

Не можешь заработать – назначим патронаж

Мысль о том, что регионам надо или научиться зарабатывать деньги самим или распрощаться с самостоятельностью в управлении, развил зам. министра финансов РФ Сергей Сторчак. Он заявил, что Минфин предлагает разделить российские регионы на основе анализа их долговой устойчивости на три группы. При этом каждая будет иметь свою степень свободы с точки зрения заёмной политики. «Вхождение региона в ту или иную группу будет означать большую или меньшую свободу региона с точки зрения формирования заемной политики и управления накопленным долгом», — пояснил он.

Итак, в соответствии с этой концепцией, наибольшую гибкость при формировании заемной политики получат экономически сильные регионы, попавшие в группу А. Они получат самостоятельность, возможность использования различных инструментов, крупных заимствований. Наиболее жёсткие ограничения — это группа C, там практически всё будет под запретом, с такими регионами придется формировать специальные программы восстановления долговой устойчивости. И эти программы будут определять только те виды заимствований, на которые может рассчитывать регион. Группа B - промежуточная.

В этом отношении для нашего региона ничего хорошего не светит. Собственная экономика края находится в глубокой рецессии, и стоило федеральному центру дать на 2016 год меньше дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и проч., как даже в абсолютных цифрах краевой бюджет тут же серьёзно просел. Доходы были запланированы в размере 37 млрд. рублей, что на 7,4 млрд. рублей меньше, чем уточнённый бюджет 2015 года. Безвозмездных поступлений обещано почти на 5 млрд. рублей меньше предыдущего года, они составят 12,7 млрд. Сокращение солидное: в сравнении с первоначальным бюджетом 2015 года доходы заложены в меньшем размере на 8,4%, в том числе помощь из федерального бюджета - ниже на 13,2%. Налоговые и неналоговые доходы (собственные доходы) прогнозируются в объеме 24,3 млрд. рублей или со снижением в 5,7% к показателю 2015 года. Всё идёт к тому, что исполнение бюджета будет ещё меньше.

Это усугубило долговую ситуацию. В настоящее время государственный долг Забайкальского края составляет более 28 млрд. рублей, что почти на 5 млрд. больше, чем первоначальный показатель собственных доходов краевого бюджета на 2016 год. Учитывая, что по заработной плате работникам бюджетной сферы он был свёрстан до октября, то новые заимствования неизбежны. Лучше, если бы они были из федерального бюджета, но в центре вряд ли дадут кредиты, поскольку «под выборы» нового губернатора уже выделялись немалые суммы. Коммерческие банки тоже уже неохотно дают кредиты правительству края, хотя договариваться придётся.

Так что же, нашему краю гарантировано попадание в группу С со всеми сопутствующими прелестями? То есть московские дяди и тёти будут определять, где и какие суммы можно заимствовать, как их тратить и как сводить концы с концами в бюджетной политике. Наши же руководители края, региональный Минфин будут при этом на вторых и третьих ролях. Практически это означает унизительную потерю самостоятельности региона в важнейшей сфере экономической политики.

Становится непонятным оптимизм некоторых наших региональных политиков, которые уверены, что федеральный центр «услышит Забайкальский край» и даже с этим лозунгом проводили избирательную кампанию. Их можно, конечно, списать на неизбежный предвыборный популизм, но, похоже, в крае и сейчас многие действующие министры и политики всерьёз рассчитывают на это и уверены, что с помощью федерального центра мы решим свои экономические, особенно финансовые проблемы.

Остаётся затянуть пояса

На совещании Совбеза Владимир Путин нацеливал на использование возможностей регионов в экономическом развитии, создании «точек роста» и т.д. Это верно, но ведь такие требования звучали уже много раз, но положение не меняется. Ситуация же такова, что, как предлагает Минэкономразвития РФ, зарплаты большинства работников бюджетной сферы должны быть заморожены на ближайшие три года. И дай Бог поддержать достигнутый уровень жалования учителей, врачей, научных работников. В общем, пока неофициально объявляется трёхлетний мораторий на индексацию оплаты труда.

Пока же руководителям нашего края тоже нечего пообещать населению. Это, в частности, подтвердила и Наталья Жданова в телеэфире «От первого лица» ГТРК Чита, сказав: «Индексация зарплат бюджетникам в ближайшее время не предусмотрена, в настоящее время наша задача – своевременная и в полном объёме выдача её бюджетникам». А бывший министр финансов Андрей Кефер ещё раньше предупредил, что «размер заработной платы работников бюджетной сферы в текущем году и в следующем останется на уровне 2013-2014 годов и не будет увеличен в виду особенностей краевого бюджета».

Конечно, мораторий на заработную плату практически означает обострение бедности. Ибо если взять хотя бы официальную инфляцию страны и нашего края в 12,9% и 16%, (которая кратно ниже реальной), то можно увидеть, как падает благосостояние наших людей. График динамики реальных среднедушевых доходов населения, нарисованный Забайкалкрайстатом за 2016 и 2016 годы, устремился вниз. Уже теперь видно, что за год доходы упали минимум на 20%. А что будет за три года – трудно представить. Цены-то устремились, напротив, вверх и конца этому не видно.

Что тут поделаешь? Видимо, пришло время реально затянуть пояса.

Владимир Тихомиров