Транссиб дотянется до Центральной Европы

18:01, 4 апреля 2008

Арбитражный суд Забайкальского края недавно продлил срок реализации имущества читинского депутата-банкрота Александра Щебенькова до 15 декабря. Главная причина в том, что пока никто, даже финансовый управляющий банкрота, не знает точный размер его конкурсной массы (всего имущества депутата). После беглого анализа судебных документов стало понятно, как Щебенькову удалось возглавить «Родину» в Забайкалье, а вот чем он будет расплачиваться с миллионными долгами, - вопрос.

Просто нечего тут больше терять

Все мы помним, что читинский депутат, в прошлом вполне легальный предприниматель Александр Щебеньков, стал одним из пионеров банкротства физических лиц в новейшей истории России. Только 1 октября 2015 года граждане нашей страны получили право воспользоваться процедурой личного банкротства, а уже 9 ноября того же года Щебеньков услышал о начале реструктуризации своих долгов. Сообщение об этом было опубликовано в «Коммерсанте» 21 ноября 2015 года. Менее чем через год депутата официально признали несостоятельным.

Обязанность помогать Щебенькову банкротиться с июня 2016 года легла на плечи его финансового управляющего Станислава Затынацького. К чему такой пафос? Да к тому, что, по уточненным данным, общая сумма требований кредиторов на дату проведения их первого собрания составила баснословные 55 млн 834 тысячи рублей. К слову, у забайкальца со средней зарплатой в 30 тысяч рублей на уплату такой суммы уйдет 120 лет. При этом придется воздержаться от каких-либо трат вовсе, даже на еду. Плюс еще управляющему Станиславу Затынацькому придется 10 тысяч рублей заплатить за работу. В данном случае стоит сказать «всего 10 тысяч».

Теперь о главном. Откуда же Щебенькову взять такие деньги? Судя по действиям его финуправляющего, запросившего документы в Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, надежду он возлагает на недешевый коттедж с участком в читинском микрорайоне «Светлый».

А вот тут становится немного непонятно. Этот дом действительно принадлежит Александру Щебенькову, но не Александру Викторовичу, а Александру Александровичу – сыну депутата.

Напомню, несколько лет назад, когда приставы начали проверять имущество Щебенькова на предмет взыскания долгов, выяснилось, что все нажитое непосильным трудом куда-то исчезло. Не было уже ни акций ОАО «Центавр», ни квартиры, ни машины. Да и жилой дом с земельным участком, о котором справляется финуправляющий сейчас, в срочном порядке перешел сыну.

Эту сделку, кстати, решением суда признали недействительной, однако краевой суд позже отменил решение нижестоящего суда. В итоге притворность такой подозрительной и, главное, крайне своевременной для Щебенькова меры доказать не удалось.

Зачем же управляющий снова поднял тему с домом? Как он сам заверил, отказываясь от комментариев по телефону (сейчас Затынацький во Владивостоке), «все в рамках закона». А тот самый закон предписывает финуправляющему проверять сделки с имуществом банкрота, совершенные в последние годы. При необходимости Затынацький, конечно, может и попытаться оспорить сделку в суде, чтобы впоследствии использовать участок с коттеджем для формирования конкурсной массы Щебенькова. Но наличие решения суда, тем более краевого, вряд ли дает даже малую надежду на успех. А судя по остальным документам, сопровождающих банкротство депутата, взять-то с него больше практически нечего. Официально нечего.

Почем кусочек «Родины»?

В качестве еще одного источника накопления массы несостоятельного Щебенькова, исходя из поданных в суд ходатайств, Затынацький определил полмиллиона рублей, добровольно пожертвованных в марте 2013 года Щебеньковым региональному отделению всероссийской политической партии «Родина». Откуда он их тогда взял – история умалчивает. Рискну предположить, что наш должник после очередного разговора с приставом-исполнителем просто посмеялся и вложил 500 тысяч рублей (порядка 15,6 тысяч долларов на то время) в свое политическое будущее.

Спустя всего два года после такого щедрого подарка, кандидатуру Щебенькова единогласно поддержали на тайном голосовании регионального отделения партии. Александр Щебеньков стал лицом «Родины» в Забайкалье.

Но что же случится, если финуправляющий добьется отмены этой сделки? Ну, во-первых, конкурсная масса Щебенькова пополнится на целых полмиллиона рублей. Во-вторых, можно предположить, что произойдут вполне ощутимые изменения уже кадрового характера. Возвращение подарков, тем более таких ценных, могут счесть, как минимум, дурным тоном. Как максимум – руководством к действию.

Состояние не для всех

С учетом всех этих обстоятельств, крайне сложно сказать, хватит ли у финансового управляющего такого непростого банкрота как Александр Щебеньков сил и возможности удовлетворить требование кредиторов. Уточню, что сам должник наотрез отказался комментировать тему своего банкротства.

Пока Арбитражный суд Забайкальского края объявил перерыв в заседании до 26 октября. Сейчас ясно одно – банкротство Александра Щебенькова будет сравнимо с затяжным падением. При этом на прошедших в сентябре выборах депутатов Госдумы РФ Щебеньков в очередной раз опроверг свою несостоятельность. Совсем не бесплатная предвыборная кампания судимого кандидата всем все доказала.