Женщин после 40 лет обучают секретам долгой молодости

18:12, 4 апреля 2008

Он арестовывал царских министров, брал Зимний, был личным телохранителем Ленина. Он успел повоевать в Первую мировую и Гражданскую, пережил Великую Отечественную и всю историю Советского Союза – от создания до развала. Он вступил в Союз писателей, когда ему было 102 года, а последний свой сборник любовной лирики выпустил, будучи 111-летним. Он объехал всю страну, 90 лет назад побывав в Чите.

Итак, Саша Красный, он же Александр Давыдович Брянский. Человек-эпоха.

Любовь нэпманская, мещанская и марксистская

Удивительное дело – старые газеты. Полистайте подшивки девяностолетней давности, посмотрите на героев публикаций сквозь призму лет – тут вам и драма, и комедия, и приключения, и детектив. Вот, например:

Гастроли Саши Красного

В Читу приехали сатирик Саша Красный и артистка Нина Вильнер. В среду, 19-го, в драмтеатре состоится их вечер, в программу которого входят произведения поэзии, сатиры и юмора: Есенин, Блок, Жаров, Инбер, Тихонов, Романов, Бабель, Зощенко.

Одно отделение состоит из современных сатирических скетчей: любовь в трёх видах (нэпманская, мещанская и марксистская), «Москва ночью» и «Разговор с товарищем Рыковым» (живой фельетон и др.).

«Забайкальский рабочий» №14, 18 января 1927 г.

Артисты в то время рвались в Читу – тогда по всей стране работали сотни маленьких театров миниатюр, эстрадные площадки в ресторанах веселили нэпманскую публику, а в клубах и пивных цыганские хоры и куплетисты развлекали рабочего зрителя.

Между прочим, читинцы были очень избалованы – они восхищались голосами камерной певицы Ирмы Яунзем и оперной примадонны Зои Шваревой-Павловой. Но «эстрадников» тоже приезжало немало, и им часто доставалось от местных критиков-журналистов: «Репертуар их убог, шутки рассчитаны на низкопробный вкус мещанина-обывателя…». Но, как писал «Забраб», «Вильнер и Красный – культурные советские эстрадники, этим они резко отличаются от «гастролёров», снимающих сцену клуба с тем, чтобы никогда больше на ней не показываться».

«Прекрасный рассказчик Саша Красный» и «очень способная артистка «Синей блузы» Нина Вильнер» дали в Чите концерты для женщин, собравшихся на выборное собрание. Выступили они и для рабочих Черновских копей («артистов много вызывали, что у сдержанных копейцев бывает редко»). А уж «последний прощальный вечер сатиры и юмора, после которого москвичи покинули Читу», был в «Забайкальском рабочем» особенно хвалебным.

Кто же такой этот Саша Красный, приведший читинских зрителей в полный восторг?

Был он рыжим…

Мама не хотела, чтобы он родился, к знахаркам бегала, травки какие-то пила. В бедной, живущей в севастопольском подвале семье еврейского портного уже было трое детей. Этот, четвёртый, названный Александром, родился 16 сентября 1882 года огненно-рыжим, и какой-то странствующий хиромант сказал родителям: «Счастливый будет…».

«Счастливый» Саша с детства вдоволь хлебнул невзгод и лишений. Переехав в Одессу, семья стала больше – родилось ещё двое детей. Мама рассказывала им сказки, читала стихи. Александр Брянский рано и сам начал рифмовать, хорошо рисовал, пел, а в 12 лет уже работал фото-ретушёром. Вообще в детстве он сменил много профессий: мальчик по сбору объявлений для газеты, цирковой клоун, рабочий на лесопилке, слесарь, грузчик, маляр, художник в магазине. «Много меня били в детстве. Я не жил, а нежил, нежил я мечту о счастье, о счастливом детстве…», - напишет он позже.

Это было время собраний и митингов, и в 1905-м он написал свои первые листки-агитки: «Товарищ, опомнись, опомнись, солдат, и голосу совести внемли! Рабочий, крестьянин, - ведь это твой брат, скорей брось винтовку на землю!». Тогда же у него появился псевдоним: за антицарскую сатиру и огненный цвет волос его нарекли Сашей Красным.

Окончив Одесское художественное училище, Александр стал выступать на эстраде как чтец-декламатор, а в 1911 году, как актёр театральной труппы «Вокруг света», поехал с гастролями по стране.

В 1912 году вышел в свет первый сборник стихов Саши Красного «Если бы…». В том же 1912-м он познакомился с Владимиром Маяковским, а однажды к нему в грим-уборную вошёл Александр Куприн и сказал: «Хочу пожать руку живому обвинению царской России». Куприн ввёл его в круг артистов цирка, подружив с великими борцами – двумя Иванами – Поддубным и Заикиным. Те пристрастили Александра к французской борьбе – эти навыки ему потом здорово пригодились. Он выступал не только как борец, но и как арбитр. На одном из соревнований участвовал юный Леонид Утесов, которого потом именно Брянский впервые вывел на эстраду. Они дружили всю жизнь.

В мае 1914-го после выступления в Ташкенте к Брянскому-Красному подошёл элегантный господин. «Ваш голос создан для оперы! Приезжайте в Москву, и я сведу вас с хорошим профессором», - сказал он и подал визитку, на которой было написано: «Леонид Собинов».

Мы – синеблузники…

Но…какая опера? Началась война. Потом - революция. В 1914 году Брянский, участник боевых действий Первой мировой, был тяжело ранен. В госпитале его нашла награда - Георгиевский крест IV степени. Февральскую революцию он встретил в Петрограде солдатом 180-го запасного полка, а 2 марта 1917-го вступил в партию большевиков.

- Наш земляк, - рассказывал крымский историк Игорь Павленко, - в 1917-м оказался в Питере и сходу принял идеи революции… По личному распоряжению Ленина организовывал отряды красногвардейцев на Украине, боролся там с бандами, петлюровцами и гайдамаками.

В Москве глава ВЧК Феликс Дзержинский поручил Александру Брянскому быть личным телохранителем Ленина, причём, негласным. «Смотрите, чтобы Ленин не догадался, что вы его охраняете. Если догадается, будет очень плохо: вас прогонят с позором, а у меня будет ещё один строгий выговор. И учтите, за Ленина вы мне отвечаете головой», - приказал Дзержинский. Служа в личной охране вождя, Брянский его рисовал, и, говорят, эти рисунки сохранились.

Брянский-Красный работал в Главполитпросвете с Надеждой Крупской, Анатолием Луначарским, в газете «Гудок» возглавлял литературный отдел. Это был лучший литотдел в СССР - там выросли как литераторы Ильф и Петров, Катаев, Олеша. Он сотрудничал с Константином Паустовским и Михаилом Булгаковым, а в 20-е годы стал одним из основателей движения синеблузников - агитэстрады, гастролировавшей по городам России. Кстати, эта бригада получила название в честь его сборника агитационной поэзии «Синяя блуза», вышедшего в 1923 году.

Агитационный эстрадный коллектив синеблузников «Театр Саши Красного» гастролировал на протяжении 1920 - 1930-х годов. Именно тогда Саша Красный и его жена Нина Вильнер и побывали в Чите. Тогда же Брянский написал несколько сборников стихов и песен. А в годы Великой Отечественной войны он вместе с женой в составе агитбригад выступал на фронтах и в тылу, дав более 250 концертов.

Есть сведения, что Александр Брянский был репрессирован. В 1956 году он официально реабилитирован и вернулся к литературной деятельности, вновь стал печататься, хотя и в незначительном объёме.

Всего за свою долгую жизнь он создал более двухсот поэм и пьес, десятки сборников стихов и прозаических рассказов. Его друг Александр Крушинин говорил, что «когда Саше Красному исполнилось 100 лет, правление Союза писателей вдруг вспомнило о нём и приняло его в члены с присказками, что без Саши Красного Союз писателей не полный». В последние годы жизни он писал главным образом мемуары и любовную лирику, писал до последней минуты, оставаясь в ясной памяти, в 111 лет издав сборник «Только о любви».

Умер Саша Красный 2 марта 1995-го - на 113-м году жизни! В списке знаменитых долгожителей - деятелей культуры и литературы - его имя стоит первым.

«Смерть, не сметь жизнь сжигать! Отойди-ка, смерть, на три шага! Пью всеми порами жизни мёд. Со смертью поспорим мы, наша возьмёт!», - написал он когда-то в юности и следовал этим строчкам всегда.

Кстати, сын Саши Красного - поэт-песенник и переводчик Борис Александрович Брянский (1928 - 1972). Песни на стихи Бориса Брянского исполняли Эдита Пьеха, Георг Отс, Клавдия Шульженко, Аида Ведищева, Лидия Клемент, Людмила Гурченко, Олег Анофриев, Владимир Трошин, Леонид Утёсов.