Личный состав СибВО переходит на летнюю форму одежды
В начале октября в Самаре прошел традиционный конкурс «Учитель года». Педагоги со всей страны давали открытые уроки, соревновались в педагогическом мастерстве, общались с мастерами и обменивались опытом. Забайкальский край в этом году представляла педагог читинской средней общеобразовательной школы №1, учитель русского языка и литературы Ольга Цыренжапова. Со своим уроком литературы в седьмом классе наша землячка прошла в финал конкурса и привезла домой диплом за лучший урок. О том, как прошел конкурс, что самое важное в работе педагога и как научить детей читать, Ольга Баторовна рассказала корреспонденту «Забмедиа».
- Как проходил конкурс «Учитель года»?
- Началось все с установочного семинара – для учителей, которые ведут несколько предметов, была возможность выбрать предмет, и по жеребьевке был определен класс, в котором будет проходить урок. Мне достался урок литературы в седьмом классе. Согласно учебному плану, мне выпала тема «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Свой урок я построила так, чтобы вместе с ребятами найти ответ на вопрос - чем же уникально это произведение, почему Дмитрий Лихачев называет его жемчужиной древнерусской литературы? Занятие началось с представления Забайкальского края. Я напомнила ребятам, что именно в нашем крае отбывали ссылку декабристы, и в Чите есть памятник «Любви и верности», посвященный декабристам.
Вообще, на конкурс каждый учитель приезжает с чем-то своим, со своими наработками, методами ведения урока. Я считаю, что урок – это самая главная форма деятельности учителя, которая в полной мере отражает и профессионализм, и позицию педагога, и отношение к детям.
- Что интересного, кроме практической работы, было на конкурсе?
- На мой взгляд, конкурс – это высшая школа повышения квалификации, это хорошая площадка для обмена опытом, идеями, это возможность раскрыться каждому педагогу. Для каждого конкурсанта это, в первую очередь, профессиональный и личностный рост, расширение кругозора. Я счастлива, что в рамках конкурса у нас состоялась встреча с Шалвой Александровичем Амонашвили – педагогом и психологом, по чьим книгам учились еще наши родители. Его речь была посвящена известным вещам, но он заставил взглянуть на них по-другому. Он говорил о том, что больше всего на воспитание и развитие ученика влияет учитель: только хороший учитель может ждать хорошего ученика. Никакие стандарты и рабочие программы не могут привести к хорошему результату - только личность педагога, только его отношение к ребенку может воспитать хорошего человека.
Шалва Александрович является представителем гуманной педагогики. Он говорил нам о том, что гуманный человек – это «смертный человек, который ищет бессмертия». Вдумайтесь, насколько глубоки эти строки! Мне кажется, жизнь человечества в этом и заключается – найти свое бессмертие, совершенствуя свой дух, проходя путь к высшей цели своей жизни и профессии. Это простые и в тоже время невообразимо сложные философские мысли.
- Ольга Баторовна, с детьми, мне кажется, очень сложно работать. Что самое важное, на ваш взгляд, в работе учителя?
- Самое главное в учебно-воспитательном процессе – это отношение к ребенку, отношение к самому себе, к окружающей действительности. Оно должно быть искреннее, позитивное, доброжелательное… Мне очень нравится слово «искренние». Если ты искренне занимаешься своим делом, оно тебе нравится, если ты искренне стремишься к задачи, которую ты перед собой поставил – то тебя обязательно ждет успех.
Мое глубочайшее убеждение в том, что дети более внимательны, чем взрослые. Они настолько чуткие, что их невозможно обмануть, если ты будешь этим заниматься, они непременно это почувствуют. А когда они это почувствуют, об уважении с их стороны можно забыть. А если не будет уважения, не будет диалога, к которому стремится каждый учитель. Мы должны построить этот диалог, чтобы добиться каких-то результатов.
- Нужно любить детей, правильно я понимаю?
- Я считаю, что это не обязательно. Когда ты работаешь с большим количеством маленьких людей, которым ты можешь нравиться или не нравиться, важно искреннее и справедливое отношение. Справедливое отношение будет всегда ими замечено и оценено по достоинству. Я стараюсь никогда не лгать своим детям.
- А как вы пришли в педагогику?
- Моя мама была моей учительницей и вообще в нашей семье много педагогов. С самого детства я была окружена всем тем, что есть в жизни учителя. Тем более с детства я любила читать. Доходило до того, что небольшая сельская библиотека не справлялась с моими запросами. Поэтому я штудировала мамину библиотеку, состоящую преимущественно из книг по педагогике. И никто впоследствии не удивился, когда я подала документы в педагогический институт.
- Сколько лет вы уже работаете в школе?
- В школу я пришла сразу после института, в 2006 году. Моя трудовая биография началась в одной из школ поселка Агинское. Я очень рада, что моей наставницей там стала заслуженный учитель Тамара Даниловна Ларионова. Это потрясающий человек, который влюбил меня в профессию учитель, именно она научила меня гордиться тем, что я - учитель русского языка. В то время работа учителя не отличалась особой престижностью: у педагогов была низкая заработная плата, снисходительное отношение среди сверстников тоже не добавляло оптимизма. И я начала думать о том, чтобы сменить профессию. Но Тамара Даниловна зарядила меня своей энергией, своим позитивом. Она любила говорить: «Не знаю, как остальные, а мы с тобой – учителя русского языка, и нам пора звездить! Чего сидеть без дела, надо двигаться». Она никогда не сидела на месте, постоянно что-то творила – семинары, день русского языка, неделя литературы, школьные и масштабные окружные мероприятия и т.д. Первое время мне было сложно привыкнуть к ее темпу – я думала, как же я буду жить?! Но со временем привыкла, втянулась.
- Мне кажется, работа учителя отнимает все свободное время: подготовка к урокам, проверка домашних заданий, мероприятия… Как же личная жизнь?
- Ну, что вы! У меня есть семья, я замужем со студенчества, у нас двое детей, уже школьники. У меня много друзей, но, к сожалению, сейчас не хватает времени уделить внимание всем. Кроме того, сейчас я посещаю курсы Русской православной культуры, и это мое личное желание. Я успешно нахожу время для нормальной жизни (смеется). Если человеку что-то нравится, что-то по-настоящему нужно, он обязательно найдет для этого время.
- Современные дети отличаются от тех, что были пять, десять лет назад?
- Я не считаю, что современные дети сильно отличаются от тех, что были десятилетие назад, но они намного сообразительнее, быстрее нас. Сейчас много говорят о том, что дети стали меньше читать. Я совершенно не согласна с этим утверждением. Если вы допускаете, что ваш ребенок может прийти и, не успев нормально пообедать, погружается в виртуальный мир, то это исключительно ваша «заслуга». Если ребенок лишится гаджета, да, какое-то время он пострадает, но в этот момент важно показать ему, чем и как можно занять свободное время. Это прямая обязанность родителей.
- Ольга Баторовна, посоветуйте, как научить ребенка читать?
- Формирование читательского вкуса происходит тогда, когда ребенку интересно читать, а чтобы это случилось, самому взрослому нужно заинтересоваться чтением. У ребенка должен быть человек, с которым он смог бы на равных обсудить прочитанное. Если у него такого собеседника не будет, то прочитанное будет непонято и забыто. Я считаю, что все учителя должны обратить особое внимание на раздел внеклассного чтения. Внеклассное чтение предполагает список литературы к прочтению на лето, но я считаю, что сейчас необходимо использовать учебно-воспитательный потенциал этого раздела максимально активно.
Вы знаете, что сейчас часов литературы в школе очень мало, катастрофически мало. Поэтому для меня важно организовать работу с детьми так, чтобы вооружить их необходимым инструментарием для декодировки текста, для его расшифровки. Я направляю все силы на то, чтобы дети научились понимать смысл написанного.
- Каково значение литературы, на ваш взгляд, в современном мире?
- Один из героев книги Стивена Кинга «Низкие люди в желтых плащах» сказал: «Книга должна быть как неисследованная земля, приступай к ней без карт и схем, создай собственную карты». В этих словах отражается сегодня мое убеждение, мое отношение к литературе и книге.
Книга для каждого своя. Это личный диалог, но для того, чтобы этот диалог состоялся, необходимы уроки литературы. Если у ребенка развиты читательские навыки, если у него есть выбор, что читать, тогда начинают формироваться читательские предпочтения, и только после этого мы можем говорить о форматировании читательского вкуса, читательской культуры.
Мне удалось побывать на уроке литературы, который вела Ольга Баторовна, и я прекрасно понимаю, что диплом «Учитель года» она привезла не за участие, а за свою качественную, искреннюю и справедливую работу талантливого педагога.