Аэропорт Улан-Удэ начал обслуживание по электронным авиабилетам

16:23, 5 апреля 2008

Федеральные чиновники обсуждают, как неработающие или занятые в «сером» секторе экономики граждане должны оплачивать социальную инфраструктуру, взнос за которую может составить 20 000 рублей в год. Одобряет предложение и председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Однако, согласно Конституции, человек в нашей стране может не работать. Тема уже получила широкое обсуждение в СМИ и социальных сетях. Корреспондент «Забмедиа» узнала мнение читинских общественников, политических деятелей и предпринимателей о новом предложении правительства России.

Андрей ФедотовИсполняющий обязанности министра социальной защиты населения Забайкальского края

Я согласен, что предложение возложить на неработающих граждан трудоспособного возраста оплату взносов за социальные услуги в размере 20 000 рублей - мера спорная, но вместе с тем, в ней есть смысл социальной справедливости. Сегодня достаточное количество трудоспособных граждан нигде не трудится и не платит налоги. В то же время они имеют равные права с отчисляющими налоги работающими гражданами на услуги образования, здравоохранения, получение пенсии по достижению пенсионного возраста и другие. Посредством данного взноса будет сохраняться социальная справедливость для работающих и неработающих граждан.

Кроме всего, это - один из способов борьбы с теневой заработной платой, скрытой занятостью. Официально не устроившись на работу, гражданин попадает в категорию тех, кто осуществляет данный взнос.

Почему данное предложение спорное? Потому как сегодня крайне сложно выделить такую категорию граждан: возникают вопросы, как определить статус гражданина, который, допустим, занимается личным подсобным хозяйством, какова должна быть степень его дохода? Как поступать с гражданами, имеющими узкую специальность, по которой они не могут найти работу в своем регионе? И еще множество вопросов.

Андрей МартыновДепутат законодательного собрания Забайкальского края

Лично я, как депутат, против данной инициативы. Ситуации бывают разные: случается так, что человек не может устроиться на работу по специальности или условия, которые предлагает работодатель, его не устраивают. Бывает так, что в семье один из супругов работает, а другой занимается домашним хозяйством, или человек занимается сельским хозяйством… И такие люди тоже должны попасть под этот закон? Я считаю, что сначала нужно создать для людей условия для трудоустройства и тогда необходимость в «налоге» отпадет...

Вера БезруковаЧлен Общественной палаты Забайкальского края

У меня неоднозначное отношение к этой идее. С одной стороны, нельзя закрывать глаза на то, что многие работают неофициально, иногда умышленно скрываясь, чтобы не выплачивать соцобязательства. Однако, учитывая уровень безработицы в Забайкальском крае, под этот проект могут попасть люди, которые хотят, но не могут найти работу, а также люди, занятые в сельском хозяйстве или женщины, не достигшие пенсионного возраста, но вынужденные сидеть дома. Я думаю, что для граждан этих категорий выплата в 20 тыс. рублей в год может стать непомерным бременем.

С другой стороны, должны быть социальные гарантии, даже за счет таких выплат в государственную казну, для тех, кто сумел приспособиться к экономическим реалиям за счет подсобного хозяйства или малого бизнеса. Я думаю, что сейчас нужно жестче разбираться с «серыми» зарплатами – нельзя «перегибать палку» в отношении реально социально незащищенных категорий граждан.

Инна ЩегловаИ.о. руководителя Государственной службы занятости населения Забайкальского края

Обсуждать предложение федеральных чиновников, на мой взгляд, пока преждевременно, поскольку совершенно неясен механизм реализации этой идеи. Мне кажется, здесь стоит вопрос не столько о «налоге на тунеядство», сколько об обеспечении социальной инфраструктуры – это медицинское обслуживание и соцгарантии при наступлении определенных случаев. Конституционное право человека на защиту от безработицы пока остается в силе. Мне кажется, данную норму будет правильно применять в отношении длительно неработающих и никогда не работавших граждан. Кроме того, пока мы не решим вопрос с «теневым» сектором экономики, перекладывать ответственность с работодателя на работника преждевременно. Нужно решить этот вопрос и сделать так, чтобы гражданин был защищен, а потом уже думать о наказании.

Юлия ГолобоковаДиректор школы иностранных языков для детей и взрослых

Я считаю, что в данный момент развития российской экономики эта мера не нужна. Сейчас начинает формироваться «прослойка» фрилансеров – молодых людей, которые работают в интернете, пишут собственные бизнес-проекты, начинают сами что-то делать. Если таких ребят тоже отнести к категории незарегистрированных работников, то, боюсь, это отобьет у них всякое желание работать дальше. Если сейчас таким людям не дать возможности развиваться, то они не смогут стать предпринимателями, готовыми брать на себя ответственность и обязательства перед обществом и государством. Подобное решение нерационально, оно может привести к волне возмущения в обществе.

Ирина МогилеваПсихолог, член и тренер Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги

Такие меры могут отразиться негативно на большом количестве неработающих граждан. Эта категория уже является дезадаптированной, а с таким дополнительным стрессовым фактором их психологическое состояние может только ухудшиться. Последствия такого ухудшения могут быть самыми разными, в отдельных случаях это могут быть: агрессивность, резкое снижение настроения и состояния здоровья, депрессивные расстройства и даже суициды.