В Китае задержали безрукого водителя
Правительство Забайкальского края просит у федерального центра не только денег, но, похоже, требует напрямую управлять регионом.
То, что наш край расписался в бессилии по выполнению бюджетных обязательств перед своим населением – не новость. А вот тенденция руководства края просить чуть ли не ручного управления со стороны федерального правительства – это нечто новенькое.
Много шума и… ничегоСообщение на официальном портале администрации края дано с покушениями на сенсационность. Суть такова. Владимир Путин по инициативе главы региона Натальи Ждановой поручил правительству РФ в срок до 1 мая 2017 года утвердить комплексный план социально-экономического развития Забайкальского края. Что это должна быть за загадочная программа, почему её должно разрабатывать федеральное министерство экономического развития – пока неясно. Впрочем, все программы развития региона, в которых у нас недостатка нет, тоже разрабатывались не нашим региональным правительством, а некими мудрецами из Москвы, причём за немалые деньги - 5-6 миллионов рублей за штуку. Программы до 2020 года и 2025 годов, стратегия развития до 2030 года, масса других региональных целевых программ по различным отраслям и направлениям. Все они принимались с помпой, а о некоторых – таких, как программа освоения юго-востока нашего края – снимались фильмы, телерепортажи, проводились научные конференции и проч. Правда, сегодня об этих программах никто не вспоминает – похоже, что принимались они для «галочки» для выбивания денег. Главное – больше шума.
На этот раз традиция раздувать событие сохранена. «Это прорыв!», - гласят сообщения. - «Президент России своим решением подчеркнул значение нашего региона как геополитически важного для будущего страны!», «Социально-экономическое развитие Забайкалья, несомненно, получит мощный импульс и государственную поддержку». «Поворот на Восток» - ну, и далее в том же духе.
Интрига была столь велика, что хотелось поближе познакомиться с сутью президентского поручения. Но почему-то на президентском сайте ничего об это не сказано. А в комментариях губернатора по поводу загадочной программы, обеспечивающей некий «прорыв» в экономической сфере – тоже ничего не сказано, кроме общих слов. Что касается «геополитически важного региона»… Ну, назовите регион в нашей стране, не важный в геополитическом смысле!
Может быть, ведомство Улюкаева и спроворит какую-то программу – не знаю. Только встаёт вопрос – а почему этим должно заниматься оно, а не наши региональные министерства, коих и сейчас, после реорганизации правительства края, осталось немалое количество? Они что, будут выступать в роли статистов? Тогда, возможно, слишком мало сократили чиновников в этих ведомствах? Достаточно одного представителя региональной власти в Москве для доставки федеральному министерству необходимых данных и проч. К тому же ещё будучи врио губернатора Наталья Жданова заявляла, что путь впереди светл и ясен: «Мы разрабатываем стратегию, целью которой является подъём экономики, привлечение инвестиций. Мы знаем, в какой последовательности идти, шаг за шагом, видим приоритеты». И вдруг такой поворот: федеральное ведомство будет для нас разрабатывать некую программу, обеспечивающую нам экономический прорыв за счёт использования приграничного положения региона.
Думаю, дело в другом. Наши краевые власти надеются, очевидно, на какие-то серьёзные финансовые вливания под эту программу со стороны федеральных ведомств. Но на чём основываются эти надежды?
Хотите денег – докажите деломНу, как тут не вспомнить слова Владимира Путина на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, состоявшемся недавно. Тогда он отметил, что граждане хотят слышать не «перечисление законов, мер, поручений», а результаты деятельности правительства, которые должны «измеряться позитивными, понятными вещами».
Вот чего нет, того нет. Экономика и бюджет края в яме. Но снова речь о программах, поручениях, прожектах. Сегодня идея фикс нашего регионального правительства – как можно больше выпросить (и даже требовать) от федеральной власти денег – если не безвозмездных поступлений, то хотя бы в виде бюджетных кредитов. Стон из нашего краевого правительства до Кремля идёт уже не один год. Мы доработались до того, что не можем даже участвовать в софинансировании федеральных программ в размере 10-15%. Насчёт того, чтобы заработать больше бюджетных денег в регионе собственными силами речь вообще не идёт. За исключением какой-то мифической программы социально-экономического развития нашего края, которую, к тому же, должно для нас подготовить Министерство экономического развития РФ…
Но насколько это реально? Первое же знакомство с проектом Госбюджета страны порождает большое сомнение. На 2017 год, например, в федеральный бюджет доходы закладываются в размере 13 трлн. 487,6 млрд. рублей. Это даже меньше, чем были первоначально утверждены доходы на текущий год (13 трлн. 738,5 млрд. рублей). По предварительной оценке доходов в 2016 году в стране будет получено меньше на 369,9 млрд. рублей, чем планировалось. И дай бог, чтобы история не повторилась и в следующем году. Так откуда же взяться дополнительным миллиардам на помощь нашему, расписавшемуся в недееспособности краю?
К тому же мы просто просим денег, а всерьёз даже участвовать в федеральных программах не хотим. Как недавно отметил депутат Госдумы Николай Говорин, из 43 федеральных программ наш край участвует только в трёх. А под лежачий камень, как известно, вода не течёт Деньги тоже.
Однако последние вести из Минфина страны говорят о том, что никто не получит бесплатных денег в виде дотаций или дешёвых кредитов просто так, под стоны и плач руководителей регионов. Регионы смогут получить бесплатные деньги из центра только после предоставления гарантий о принятии мер по оздоровлению региональной финансовой системы. Минфин при этом будет подписывать с дотационными регионами соответствующие соглашения, предусматривающие принятие мер по экономическому развитию региона и оздоровлению государственных финансов. При предоставлении дотаций будут также учитываться результаты инвентаризации расходных обязательств регионов.
Объем дотаций, которые может получить конкретный регион, ограничен: прирост дотаций не может быть выше 20% от объема доходов консолидированного бюджета региона. «В соглашениях будут фигурировать и параметры долга. По уже действующим соглашениям регионам ограничивают возможность заимствований». Это следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета.
Так что трудно надеяться на мифический «прорыв» по некой загадочной программе, исходящей от ведомства Улюкаева.
Владимир Тихомиров