ТСЖ не нарушают антимонопольного законодательства
Телефоны, планшеты, электронные книги, гаджеты с обязательным выходом в Интернет и другие блага цивилизации прочно вошли в нашу жизнь, заняли там определенное место и заявляют свои права на наше внимание, на наше время. То, что создавалось как инструмент, средство достижения определенных целей, стало самоцелью. И одно дело, когда взрослый думающий человек делает выбор между реальным и виртуальным мирами в пользу последнего, и совсем другое, когда этот выбор неосознанно делает ребенок. 29 января, в день отказа от интернета, врач-психотерапевт Краевой психиатрической больницы им.Кандинского Александр Кравцов рассказал корреспонденту «Забмедиа», чем опасно для детей и подростков чрезмерное увлечение гаджетами, соцсетями и серфингом в Интернете.
- Александр Сергеевич, насколько остро сейчас стоит в Забайкалье проблема зависимости детей и подростков от Интернета, гаджетов и т.д.?
- Проблема стоит очень остро. 50-60% обратившихся ко мне приходят именно с этой проблемой. К специалисту-психотерапевту решают обратиться тогда, когда уже начинаются проблемы с учебой и социальной адаптацией, т.е. в тот момент, когда виртуальная жизнь начинает заменять настоящую.
- С какого возраста могут начаться эти проблемы?
- Ко мне приходят родители детей 9-11 лет. Именно в этом возрасте ярко начинает проявляться интерес к онлайн-играм, соцсетям: ребенок развивается, становится умнее, его сложнее контролировать, он уже сам может найти, чем занять себя в Интернете. Надо сказать, что зависимость от Интернета или гаджетов у нас пока не включена в перечень заболеваний, не хватает наработок, исследований в этой области. Но все впереди - проблема набирает обороты, становится более острой, более злободневной. Вероятно, со временем ее решение выйдет на правительственный уровень.
- В чем все-таки причина появления Интернет- и гаджетозависимости у детей и подростков: это упущение родителей, проблема в детях или просто современная тенденция?
- Будет ошибкой, если я назову только одну причину – как правило, к моменту, когда необходимо вмешательство специалиста, приводит совокупность факторов. Можно иметь плохих родителей и не иметь Интернет-зависимости, а можно иметь образцовую семью и быть зависимым от гаджетов и соцсетей. Интернет-зависимость – это плата за научно-технический прогресс. Это интересно, это вкусно, это кайф. Особо яркий пример здесь – это виртуальные знакомства и виртуальный секс. Подросток будет этим заниматься, потому что ему это нравится. В таком режиме не надо напрягаться, вкладываться в отношения, работать над ними и над собой – это путь наименьшего сопротивления.
- Детская и подростковая Интернет-зависимость лечится?
- Да, это лечится, но нужно работать. И работать не только с ребенком, но и с его семьей. Как только встает вопрос о том, чтобы ребенок отказался от компьютера, от сетевых игрушек и общения в соцсетях, возникает вопрос альтернативного времяпрепровождения: «Мама, папа, давайте вместе пойдем гулять, играть и т.д.». И тут уже родители задумываются – может, лучше пусть играет? Обязательно возникнет вопрос к родителям: а готовы ли они работать над этой проблемой? Собственная воля ребёнка, его ценности, его личность ещё формируется, он полностью зависим от семьи, ребёнок – это зеркало внутрисемейных взаимоотношений.
- То есть, можно сказать, что основная проблема – во взрослых?
- Можно сказать, что да. Сам по себе гаджет не несет никакой опасности, вопрос в том, как его использовать. На компьютерах и планшетах могут быть действительно полезные игры, развивающие задания и т.д. Всевозможные устройства с безграничным доступом ко всемирной паутине – это благо и вызов цивилизации, то, без чего мы уже не можем существовать. Взрослые не просто могут, а должны использовать эти блага разумно, с пользой для себя и для других.
- Все ли родители готовы вкладываться в оздоровление ребенка?
- Далеко не все. Зачастую родители приходят с позицией – мы на все готовы, чтобы ребенок избавился от зависимости, но, когда понимают, какая работа предстоит им самим, теряются. Когда я начинаю работать с людьми, то говорю сразу, что им придется столкнуться с неприятными вещами, и, в первую очередь, в себе. Как только доходит до настоящей работы, некоторые родители пропадают или находят оправдания, чтобы не продолжать терапию: «Так получилось», «Пришлось уехать» и т.д. А над решением проблемы зависимости надо работать, «пахать» надо, нужно уметь отдавать свое внимание, свое время, свою любовь. Однако достаточно много и других, которые осознают свои проблемы и решают их.
- Существует ли какая-то форма профилактики, чтобы избежать клинического случая увлечения гаджетами?
- Хотя бы полчаса в день уделяйте только своему ребенку. Не обращайте внимания ни на что: ни на домашние дела, ни на телевизор, ни на телефон – посидите с ребенком, спросите его, как у него дела, что происходит в его жизни. Подойдите к этому времени не формально. Я думаю, каждый родитель может позволить себе провести со своим ребенком полчаса в день. В противном случае возникает вопрос – а зачем вы вообще создавали семью и рожали детей? Возможно, вы столкнетесь с негативной реакцией ребенка – слезы, скандалы: «Я не буду с тобой играть» и т.д., но это надо пережить. Это происходит не потому, что ребенок плохой или родители плохие. Просто мультики, игры и соцсети – это увлекательно, это интересно, это затягивает. Замещать ребенку виртуальный мир – это труд, причем тяжелой труд, но он поможет избежать зависимости.
- Чем грозит невнимание к зарождающейся зависимости?
- Настоящей игровой зависимостью. На выходе мы получаем взрослое население с крайне низкой степенью социализации. Это те люди, которые живут в виртуальной жизни – они там работают, развлекаются, играют, знакомятся, занимаются сексом. Это плохие профессионалы, самые одаренные из них пытаются стать программистами, но чаще всего они просто меняют домашний компьютер на рабочий. И в итоге человек не реализуется ни в одной сфере жизни, потому что зависимость бьет по всем «фронтам».