Забайкальским студентам предложили вакансии
Паутина социальных сетей за довольно непродолжительное время охватила огромное количество жителей земного шара. Мы уже и не представляем, как жили без них. Став средством неформального общения, сегодня соцсети позволяют человеку поговорить «по душам», похвастаться, передать ту или иную информацию, что-то продать и что-то купить. Но в последние годы в их пространстве расползлись страницы-паразиты, распространяющие наркотики и призывающие к суициду. Под «прицел» попали дети и подростки. «Забмедиа» выяснило – действительно ли так страшен «черт», как его малюют.
За помощью мы обратились к психологу Института повышения образования Забайкальского края Елене Черепановой, которая как раз и занималась в составе группы разработкой методических рекомендаций для педагогов и родителей на тему детского и подросткового суицида.
- Ребенок в силу своего возраста активно живет в нескольких социальных институтах. Первый – семья. Если ребенок внутри семьи ощущает дефицит родительского внимания, дефицит родительской любви, то он будет искать способы, чтобы получить это внимание и любовь. Если его социальные и личностные потребности не реализовываются, а ему требуется их где-то реализовать, то ребенок станет искать выход из этой ситуации. Ведь это такая же потребность, как потребность в еде, воде, сне и т.д. Мы можем эту потребность удовлетворить социально приемлемым способом. Мы идем в магазин, к водопроводному крану, возможно, ищем реку или ключ. Но если мы не находим нормального социально-приемлемого способа, то велик риск, что можем попить воды и из грязной лужи. Мы будем понимать, что вода грязная и может нанести нам вред, но другой возможности у нас нет, и мы будем ее пить. И ребенок также. Нет внимания в семье – он его найдет в другом месте, - объясняет собеседница портала.
Второй социальный институт – образовательное учреждение. Если учителя дают любовь, внимание, заботу, уважение, если подростка поддерживают одноклассники, если у него есть друзья, то можно говорить о том, что нереализованные внутренние потребности каким-то образом компенсировались. Хорошо если у ребенка есть кружки и секции. А если нет? Не получилось у ребенка удовлетворить потребности в семье, не случилось этого в силу каких-то определенных причин и в стенах образовательного учреждения. Получается, что он одинок. Если у него нет контактов, друзей в реальной жизни, если у ребенка есть комплекс неполноценности и у него заниженная самооценка, то велик риск, что этот ребенок в большей степени будет уходить в виртуальный мир, в мир социальных сетей, который чреват развитием интернет-зависимости. В этом «мире» он поставит аватарку, возможно, не свою, где он будет красив. У него появится ощущение огромного количества друзей, которые будут интересоваться им, он сможет придумывать в Интернете огромное количество историй своей жизни. Это и будут те компенсаторные действия.
Ребенок должен слышать от родителей «Я тебя люблю», «Ты мне (нам) дорог», «Я хочу быть с тобой», «Давай будем вместе». Энергетических затрат эти фразы не требуют.
- Надо понимать, что в этих «группах смерти» ведутся конкретные действия с использованием нейролингвистического программирования, т.е. идет некая манипуляция лобильной психикой ребенка. В этом возрастном отрезке психика детей еще развивается, и, если точно знать те самые возрастные особенности, можно очень быстро ребенка «подцепить» на крючок. В первую очередь, под удар попадают дети, которые испытывают некие внутриличностные проблемы - проблемы с коммуникацией и общением.
Если на странице ребенка проскальзывает фраза, что он одинок, если размещены его собственные истории проблемной тематики, это служит сигналом для кураторов таких опасных для жизни сообществ, которые четко считывают эту информацию и начинают работать с этим «клиентом». Для простого посетителя страницы эти фразы, картинки могут показаться безобидными. Однако для того, кто знает детскую психологию, они могут рассказать о многом.
- Зачастую, человек пишет о том, что он сейчас чувствует. Если радость и счастье, то он будет делиться радостью и счастьем. Если кошки скребут, то и настроением он будет делиться таким же. Это отобразится в статусах, тех или иных музыкальных подборках. Когда психолог анализирует детскую переписку, он четко может сказать об эмоциональном состоянии ребенка. Те люди, которые организовывают эти группы, я предполагаю, владеют достаточно серьезной информацией по этому вопросу. Они имеют непосредственные психологические знания, потому что не так-то легко довести каждого до суицида, - рассказывает Елена Черепанова.
Такие «игры» могут увлечь и тех здоровых и беспроблемных детей, которые заглянули туда исключительно из любопытства. По возрастным особенностям ребенок должен как-то себя идентифицировать, он должен как-то себя проявлять. И ребенок идет за этими впечатлениями. Почему? Потому что в реальной жизни этих впечатлений не хватает. И это тоже заставляет детей подключаться к игре и выполнять те самые задания.
Как по лезвию бритвы…В силу нашей ментальности информацию о смерти мы прятали от наших детей всегда. Узнать о ней они могли только в том случае, если в его окружении что-то произошло. И то некоторые факты оставались бы сокрытыми. Между тем, хотим мы этого или нет, но на ситуациях с хомячками и рыбками, при прочтении сказок с «жили они долго и счастливо, и умерли в один день» дети уже сталкиваются со смертью. Порою даже малышей не получается оградить от вопросов смерти. Другое дело - ситуация информационная, которая на наших детей сейчас сыплется отовсюду. Если проанализировать то, каким способом дети в России уходят из жизни, возникает вопрос - где они получают «руководство к действию»?
- Я, как специалист, часто просматриваю разнохарактерные передачи. Если посмотреть старый фильм – «смертельных» деталей немного. Фильм современности: например, в кадре суицидентка. Там же и способ, и чтение прощальной записки, сопровождаемое трагической музыкой. Вот он пошаговый алгоритм, на который очень чувствительна психика подростка. Телевидение сегодня этим пестрит. Видеоклипы. Если провести контент - анализ, то в каждом 10-м есть такая информация. Детская психика цепляет эту информацию моментально. То, на что взрослый не обратит внимания, на том обязательно ребенок акцентирует внимание. Как бы мы это не прятали, полностью спрятать невозможно.
Все мы рождаемся с инстинктом жизни и инстинктом смерти. Есть некие возрастные периоды, когда этот инстинкт смерти начинает активизироваться. Первый такой возрастной период – «подростничество». Подростки уже знают про смерть, и знают, что она конечна, но они не соотносят ее с собой. Им будет страшно за своего товарища, который стоит или стоял на пороге смерти. Они понимают, что могут погибнуть и это будет конечный результат, но сами они туда все равно пойдут. В силу этих возрастных изменений и активизации инстинкта смерти именно подростки начинают ходить как по лезвию бритвы – между жизнью и смертью.
- И это все можно прочитать с детской страницы в соцсетях. В основном такие сообщества расползлись ВКонтакте. Там сконцентрирован основной возрастной круг реципиентов суицидальной информации, - поясняет Елена Черепанова.
Забайкалье отнесено к субъектам РФ «неблагополучным» по обстановке с суицидами как среди взрослых, так и среди детей и подростков. Специалисты связывают это с социальным неблагополучием региона. Согласно статистике УМВД по Забайкальскому краю, за три года в нашем регионе было зарегистрировано 78 подростковых суицидов – по 29 на 2014 и 2015 годы. В 2016-м – 21 смерть.
Родители, вернитесь в семьи!- Сегодня далеко не всегда родители знают, чем занимаются их дети в Интернете и насколько опасны социальные сети, а на данный момент они уже смертельно опасны. За последние три недели я разговаривала с детьми разного возраста. Ученики начальной школы сказали, что они знают о группах смерти, знают о них подростки, но родители не знают. Поэтому важно, чтобы каждый родитель был проинформирован. Чтобы они могли осознать, что эта беда может коснуться и их семьи. Нам очень часто кажется, что это где-то там далеко, что со мной этого не будет. Так мы утрачиваем контроль и внимание к собственному ребенку, - продолжает наша собеседница.
Чтобы у ребенка не возникало мыслей о суицидах, у родителей изначально должно быть внутреннее убеждение, что ребенок для него - самое ценное, что есть в жизни, а к ценному нужно относиться бережно, трепетно и с вниманием. Нужно показывать ребенку, что ты его любишь со всеми его дурными поступками. Все бывает в жизни, особенно в подростковом возрасте, но ребенок должен быть искренне убежден – чтобы он ни сделал, родители от него не отвернутся. Его не должны пугать двойки в школе, пугать ситуации экзаменов.
- Если это внутренне убеждение у ребенка, если он знает, что в этой сложной ситуации он может прийти к родителям, друзьям, учителям и обратиться за помощью, тогда возможность быть втянутым в суицидальные игры действительно может быть минимальной. Безусловно, родительская любовь должна быть рядом с детьми. Поступки могут быть дурными, но ребенок априори хорош. Необходимо говорить: «Я люблю тебя любого, я стыжусь за твой поступок. Вот за поступок стыдно, за поведение стыдно, но тебя я люблю». У ребенка должно быть это стойкое ощущение, что он важен и нужен собственным родителям. Хотим мы этого или не хотим – все начинается с семьи, - отмечает собеседница «Забмедиа».
В наш стремительно бегущий вперед век родители постоянно заняты - заработать деньги, себя реализовать в жизни. Это наши социально-приемлемые и внешне благополучные семьи. Когда родители с утра до вечера на работе, когда они загнаны, у них не остается времени пообщаться со своим ребенком. Очень часто он приходит домой и задает вопрос: «Как дела?», однако внутренне ему совсем не хочется говорить. Слышит: «Нормально», успокаивается и идет готовить ужин.
- Наша занятость, наши дела перекладываются на внутрисемейные отношения. Близкого общения нет, а оно необходимо ребенку. Хорошо, если он его компенсирует в кругу нормальных своих друзей и сверстников, но, к сожалению, сейчас у нас не все футболисты, спортсмены. Есть и те группы детей, которые потянут этого ребенка в какую-то другую сферу. И за этим нужно следить в первую очередь родителям. В общеобразовательной сфере учителя в рамках своей компетенции делают очень много, чтобы предотвратить это. Через педагогов можно сделать большой охват родительской общественности. Но для того, чтобы педагог вышел с этим к родителям, он должен быть сам хорошо информирован относительно этих зловещих вопросов и иметь четкие инструкции. Для этого были разработаны и размещены на сайте института развития образования несколько методических блоков взаимодействия школы и родителей.
Управление Роскомнадзора по Забайкальскому краю рекомендует! Если вы обнаружили сайт или страницы в социальных сетях, которые, на ваш взгляд, открыто или завуалировано призывают к суициду, то можете пожаловаться на эти источники информации на сайте ведомства, пройдясь по ссылке: http://eais.rkn.gov.ru/feedback/. По мнению специалистов Управления, лучше перестраховаться и обратить на этот Интернет-ресурс внимание. Возможно, ваше заявление защитит несовершеннолетнего от смертельной опасности.
Тревожные звоночки для родителей- Любое кардинальное изменение в поведении ребенка - это всегда сигнал. За наше поведение отвечают нейроновые связи в коре головного мозга. Это нейроновая связь не формируется за одну ночь и один день. Должно пройти достаточное продолжительный период, чтобы что-то изменилось в поведении. А тут вдруг! Ребенок стабильно отказывается есть, хотя отличался хорошим аппетитом. Начались перебои со сном - всегда хорошо спал, а тут не высыпается неделю. Это уже сигналы, на которые в целом нужно обращать внимание. Часто прослушиваемая депрессивная музыка, заинтересованность вопросами смерти, внезапная плаксивость должны насторожить родителей. Вот сигналы того, что у ребенка происходит что-то ненормативное, - информирует Черепанова.
Ситуационные признаки – к ним тоже не стоит относиться «спустя рукава». Например, смерть кого-то из близких и друзей. В этом случае никто не знает, как психика ребенка среагирует на горе. Разводы родителей - тоже один из признаков. Часто взрослым кажется, что это дело взрослых, и только они погружены в эту сложную жизненную ситуацию. А ребенок может реагировать на развод родителей как на утрату любви, утрату внимания. Рождение ребенка в семье также может повлечь такую реакцию. Дети наблюдают ситуацию, когда все родственники, в первую очередь, бегут к новорожденному. Опять ощущение утраты…
- А как он решит компенсировать и притянуть это внимание к себе? Возможно, он побежит мыть посуду, чтобы родители его похвалили. Но не факт. Возможно, побежит получать пятерки, чтобы родители его похвалили. А если не способен получать пятерки? Велик риск, что он обратит на себя внимание каким-то демонстративным суицидальным действием. Различные изменения, происходящие в жизни семьи, - знак того, что родителям нужно пристально смотреть за своим ребенком, как он к этому относится.
Если вы узнали, что ваш ребенок включен в суицидальную группу, бороться нужно со специалистом однозначно. У ребенка нужно проверить уровень летальности, иными словами, насколько серьезно он относится к суицидам и каков риск. Далеко не всегда с этим может справится семья, педагог, тренер и так далее. Возможно, у ребенка уже обозначились какие-то внутренние надломы, внутренние конфликты. Помочь в этом может только специалист.
- Когда идет речь о жизни ребенка, нужно бить во все колокола. Это беда общая. В Интернет-то мы детей запустили сами, потому, что нам это было удобно. Радовались, когда годовалый ребенок давит активно на кнопки и мы, умиляясь, говорили: «Боже, он знает, на что надавить в телефоне. Какой он молодец!» Мы закрепляли это поведение. Он слышал всеобщую радость и ликование. Через некоторое время ребенок стал находиться в гаджетах все большее количество времени. А потом по какой-то причине родители начинают бить тревогу и задают вопрос: «Что ты столько времени делаешь в Интернете?» А ведь это нам было удобно – за тот час, что ребенок сидит за компьютером, мама может постирать помыть посуду, поговорить по телефону, папа может заниматься своими делами – ребенок никому не мешает. Происходит какое-то подкрепление у него. Стратегия поведения выработалась. Не получил внимания сейчас и здесь - он получает его в Интернете. Поэтому все начинается с семьи. А другие социальные институты могут лишь компенсировать или усилить какие-то вещи, - подвела итог Елена Черепанова.
С рекомендациями психологов и педагогов о том, как провести беседу со свои ребенком, как не пропустить мимо себя первые признаки заинтересованности ребенка суицидами и «группами смерти», как убедить его в необходимости обратиться к специалисту, родители могут ознакомиться здесь