Разыскивается подозреваемый в нападениях на детей
Антиутопия Дэйва Эггерса, по которой снят этот фильм, найдет горячий отклик в сердце любого, кто терпеть не может социальные сети и вообще с большой опаской смотрит на развитие интернета. Что-то в этом есть – и Эггерс очень убедительно на 450 страницах доказывает, что информационный шум является не большим благом, чем подковерные игры. У режиссера Джеймса Понсольдта на те же цели было около двух часов – и он справился, создав историю про замкнутый технологичный мирок, уродующий мир большой, внешний.
Фактически «Сфера» - это фильм ужасов для пользователей инстаграма и фейсбука. Понсольдт с большим тщанием подошел к воссозданию на экране великой и ужасной корпорации, воплощающей в себе весь потенциал интернета – как зловещий, так и вполне полезный человечеству. Но с еще большим тщанием он отнесся к тому, чтобы донести до зрителя простой посыл: технологии всего лишь инструмент, он никуда не денется, ответственность за его применение несете вы все. И не факт, что этот инструмент не принесёт вреда в руках ясноглазых идеалистов вроде Мэй. Собственно – наоборот, в их-то руках он и принесет максимум зла под бурное одобрение продвинутой общественности.
Эмма Уотсон очень хороша в роли девочки-карьеристки, которая искренне хочет изменить мир к лучшему – и потому становится причиной глубокого стресса своих родителей и гибели своего лучшего друга. Этот искренний напор, эту уверенность в собственной правоте зритель ощущает так сильно, словно зашел в фейсбук побеседовать на политические темы или на темы защиты животных. Так же узнаваемы два милых социальных работника, беседующих с Мэй о том, почему же она не ведет свои странички в социальных сетях. В их добродушных улыбках есть что-то маниакальное, как и во всей Сфере, выстроенной на корпоративном духе, общих достижениях, тим-билдинге и что у нас там еще модно. И лишь Том Хэнкс, мастерски играющий искусного манипулятора-вдохновителя, не видится чем-то родным и до смерти надоевшим – возможно, потому, что компания все-таки действительно заботится о своих сотрудниках и забирает у них душу не даром, а за социальную страховку для родителей.
На эффекте узнавания в конце концов и стоит это кино. Будучи абсолютно предсказуемым даже для тех, кто не читал роман, оно пугает широкими улыбками, всеобщим восторгом, бурным энтузиазмом. Пугает быстрым преображением самой героини, которая самостоятельно приходит к идеям, от которых волосы дыбом становятся – и выдернуть ее из кубла этих идей может только смерть близкого человека. Ничто меньшее по масштабу уже не пробивается через этический и болевой порог, разросшийся до невероятных размеров. «Сфера» - триллер-парадокс: скучный в плане действия, но убийственный эмоционально, он погружает зрителя даже не в светлое «завтра», а в «прямо сейчас», где не все так прямолинейно. Но уже вполне узнаваемо.
Смотрите расписание сеансов и покупайте билеты в Афише Забмедиа