В Забайкалье пришел «Марш парков»
В Забайкалье завершился региональный молодёжный форум «Смена». На одной из дискуссионных площадок в числе экспертов там выступал руководитель администрации губернатора Дмитрий Кочергин. В числе прочих ему было предложено высказать мнение об имидже региона, а также о том, что потенциально мы можем показать регионам России, соседним странам и как этим заинтересовать представителей власти, общественность, туристов? Ответ заместителя губернатора оказался очень занятным...
Исчезающий ресурсШутка ли, но параллельно с форумом в СМИ и социальных сетях (уже в который раз) разгорелась нешуточная борьба с магазином «Айпара» в Чите, который вот уже много лет, нарушая законы, торгует алкоголем практически круглосуточно и в праздники, когда торговля спиртным вообще запрещена. Например, 1 сентября. Полиция не может не реагировать на обращения рядовых граждан, блогеров, журналистов и даже депутатов Госдумы, которые самостоятельно устраивают постоянные рейды, а потом вызывают стражей порядка. Но всё заканчивается в лучшем случае изъятием очередной партии алкоголя и штрафом, а «Айпара» всё также продолжает нарушать закон, за считанные минуты окупая любую штрафную санкцию. И поделать с этим ни правоохранители, ни власть ничего не могут. В Сети в шутку, а, может, и всерьёз предложили сделать «Айпару» брендом Забайкальского края, так сказать, символом успешного бизнеса, которому не страшны любые невзгоды. И вот на фоне такого бессилия власть имущих эксперты, в число которых и затесался Кочергин, рассуждали об имидже края.
– Самая главная составляющая развития региона – это его люди. У нас достаточно активна в политическом плане молодёжь. Поэтому, если есть активная жизненная позиция, значимые проекты, то надо действовать. Работать и добиваться успехов можно и нужно в Забайкалье. Чем больше молодых, грамотных, эффективных людей будет оставаться в регионе, тем будет лучше. Тогда вы сами будете менять внешнюю среду, – сказал он, приведя в пример победу Туяны Дашидоржиевой на Олимпийских играх и отметив, что после этой победы количество детей, занявшихся стрельбой из лука, увеличилось в 10 раз.
Сразу оговоримся, что пример Туяны безусловен, но отнюдь не показателен. Это, скорее, исключение из правил. Школа лучников в регионе сильна отнюдь не из-за стараний краевой власти, а, скорее, благодаря правильному подходу руководства нескольких районов, где этот вид спорта является традиционным. В остальном – только обещания о лукодроме и спекуляция на образе чемпионки, которая заслужила победу исключительно своим упорным трудом.
А теперь к словам Кочергина. Если, по мнению чиновника, главная составляющая развития региона – это его люди, то, считаю, ставка сделана неправильно. Проведём аналогию с бизнесом. Одна из главных составляющих развития предприятия – инвестиции, но если их количество стремительно сокращается в виду непривлекательности этого бизнеса, то и развития как такого не будет. От аналогий к сути. Численность населения Забайкальского края стабильно уменьшается, причём в основном за счёт миграционного оттока. По данным Забайкалкрайстата, только за первые 7 месяцев 2017 года население региона по этой причине сократилось на 3,2 тысячи человек. За аналогичный период прошлого года этот показатель равнялся 2,5 тысячам. Тенденция к увеличению оттока. Люди, которые, по версии Кочергина, должны развивать край, уезжают отсюда в поисках лучшей жизни. По данным статистики, в топе выбора мест для переезда забайкальцев значатся: Республика Бурятия, Иркутская область и Краснодарский край. А также чуть меньше: Новосибирская область, Санкт-Петербург, Красноярский и Приморский края.
Условия для возвращенияРыба ищет где глубже, человек где лучше. Причём покидают край в основном специалисты, состоявшиеся люди, которые не видят себя в реалиях депрессивного региона, где нет высокотехнологичных производств, разоряются крупные предприятия, бизнес стонет под тарифным ярмом, а все свободные места в краевом центре застраиваются торговыми центрами и офисными зданиями. На замену им приходят выходцы из стран СНГ и те, кто покидает свои увядающие деревни и сёла, перебираясь в город. Да и какова перспектива, если ведущие инвестпроекты связаны сегодня в основном с освоением минерально-сырьевой базы региона, а основные объекты этой сферы находятся в глуши? Тут, конечно, возникает потребность в узкопрофильных специалистах, горняках, инженерах. Но, в основном, предпочтение отдаётся вахтовикам и обычным трудягам, на которых, по сути, и держится основной пласт рабочей силы региона. Остальным, кто не согласен ехать, скажем, в Газимуро-Заводский район, в поисках лучшей жизни приходится уезжать за пределы края. Примеров профессий, которые не могут толком реализовать свой потенциал в Забайкалье, множество. Те же врачи.
Более половины выпускников ЧГМА, как уже писала «Экстра», не планируют оставаться в Забайкалье. Да, они потенциально хорошие кадры, но зачем им прогрызаться через условия работы в крае, если в соседней Иркутской области им, как сообщает ИА «Альтаир», предоставляются подъёмные, субсидия в 382 тысячи рублей на строительство жилья, земельный участок и даже работа для супруга. В Боханском районе Приангарья, например, предоставляются без очереди ещё и места в дошкольных учреждениях. Наши же муниципалитеты таких мер поддержки предоставить не могут, они сражаются за сбалансированность своих нищенских бюджетов, им не до этого, денег на исполнение полномочий нет, о каких тут подъёмных вообще может идти речь?
«Чем больше молодых, грамотных, эффективных людей будет оставаться в регионе, тем будет лучше», – говорит Кочергин. Но вы спросите практически любого сегодняшнего студента, который отучился в школе в Забайкалье и поступил в вуз, скажем, в Томске или Новосибирске: Собирается ли он возвращаться на малую родину после учёбы? Может быть, но только в гости. Пожив в отличных условиях, мало кто захочет вернуться туда, где эти условия на порядок ниже. Так, значит, люди региона не могут быть составляющей его развития. Они могут стать участниками этого процесса при условии, что он запущен и раскручен. У нас же, как видно, колесо прогресса вращается со скоростью черепахи, заставляя сойти тех, кто устал от этого тошнотворного движения.
Главная составляющая развития региона – это в первую очередь качество жизни внутри него. Не люди, а обстановка. Если власть (на любом уровне) заинтересована в том, чтобы на территории жили люди, она сделает всё возможное, чтобы их туда привлечь – своим отношением, привилегиями, действенной заботой, в конце концов. И когда люди, побывав в Забайкалье, будут говорить себе – я хочу здесь остаться, вот тогда они и станут катализатором прогресса, человеческим ресурсом для развития всего региона. Ну а пока что этот ресурс иссякает, а Дмитрий Кочергин и похожие по мировоззрению чиновники продолжают говорить об имидже региона, предлагая школьникам, студентам, молодым специалистам возвращаться в Забайкалье, но ничего, по сути, для этого не делая. Мы продолжаем слышать от власти обещания, слова, но мы не видим дела. Может, тогда не стоит эти слова произносить. Может, стоит говорить искренне, признавать ошибки. Ведь первый шаг к исправлению – это признание проблемы.
И тогда предлагаю хотя бы объяснять тем же школьникам, которых просят возвращаться после учёбы в вузах в Забайкалье, а что их реально будет ждать, где они смогут работать, найдут ли быстро жильё и будет ли им комфортно жить? Ну, ведь пока нечего же толком пообещать. Значит, что тогда об этом вообще говорить?
16,1% забайкальцев, покинувших регион за 7 мес. 2017-го, выбрали Бурятию
151 человек – миграционная убыль при обмене населением края со странами СНГ за январь-июль 2017 года
18 молодых врачей работает в Боханском районе Приангарья по программе «Земский доктор»
Статья опубликована на сайте газеты «Экстра»