270 агинчан поедут на фестиваль «Алтаргана-2008»
В настоящее время крупные промышленные компании меняют модели своего присутствия в регионах. Если раньше, в начале 90-х годов основной задачей любого бизнеса было максимизировать прибыль, заработать как можно больше, то сегодня предприятия реализовывать крупные социальные проекты, поддерживают образовательные и благотворительные программы. Зачем это промышленным гигантам? Об этом журналисту портала Заб.ру рассказал пресс-секретарь информационного проекта «Региональные инвестиции» Олег Морковник.
- Олег, раньше многие промышленные предприятия работали по принципу «После нас хоть потоп». Что изменилось?
- Действительно, все мы помним, что предприятия, в том числе горнодобывающие, после распада СССР, как правило, «выжимали» все ресурсы, которые остались от ушедшей эпохи. Не вкладывались ни в производство, ни в людей – все помнят забастовки шахтеров. Отношение, прямо скажем, часто было просто варварским. Но этот подход доказал свою ущербность и, в конечном счете, убыточность – чтобы больше получать, надо больше вкладывать, закон сохранения энергии никто не отменял. Сегодня мы видим несколько тенденций: в модернизацию производств инвестируются миллиарды; специалистов подбирают со вкусом, находя их в других регионах и даже странах; сотни миллионов рублей тратятся на внедрение природоохранных технологий; сопоставимые суммы расходуются на внешние и внутренние социальные проекты. Мир стал единым, и для успеха бизнеса ему необходимо соответствовать международным стандартам.
- Что такое внешние и внутренние социальные проекты?
- Это очень интересно. С внутренней социальной политикой все понятно: работодатели просто поняли, что если к каждому сотруднику относиться как к ценному активу, то он и выкладываться будет по максимуму, применит все свои знания, чтобы продолжать работать там, где его ценят. Но крупные компании, в частности, «Норникель», ставят еще более масштабную задачу – они создают в регионах присутствия не просто комфортные условия для жизни, а, по сути, новую социальную среду. Реализуют программы и проекты, направленные на повышение культурного, образовательного уровня в целом. Стараются развивать и поддерживать интересы людей, поощряют людей деятельных и любопытных.
- Я пока не понимаю, зачем вкладываться в людей, которые на тебя непосредственно не работают.
- Это вопрос и социальной ответственности бизнеса, и синергии. В обществе все взаимосвязано. Вы можете себе представить завод, скажем, Mercedes или Audi, в унылой, скучной, экологически загаженной местности, где люди ничем не интересуются, пассивны, лишь смотрят телевизор и пьют? Вы же не будете привозить автобусами сотрудников автобусами из соседнего, более «жизнерадостного» поселка? Ну, не бывает так. Развитое общество и успешные стабильные крупные производства питают друг друга – даже если не соприкасаются напрямую.
- Можете привести примеры?
- Тот же «Норникель» реализует целый комплекс социальных, благотворительных, городских и культурных проектов; вложения исчисляются сотнями миллионов рублей. Любопытных идей, действительно, очень много. Но я, как родитель, выделил бы детские образовательные проекты «Норникеля».
- Какие, например?
- Есть в Заполярном и в Норильске «Школа робототехники». Там ребят учат собирать роботов, управляться с ними. С точки зрения «Норникеля», это очень органичный, логичный проект, так как роботы массово появятся не среди разносчиков пиццы или почты, а на промышленных производствах, где автоматизация уже происходит.
- То есть, «Норникель» готовит будущих специалистов для себя?
- Я думаю, не совсем так. Для детей это просто хобби, оно развивает логику, техническое мышление, воображение, усидчивость, и не так много шансов, что 12-летние мальчишка или девчонка, которые сегодня ходят в эту «Школу», через 10 лет станут именно робототехниками и придут именно в «Норникель». Тут другое: когда самой компании что-то искренне интересно, она заражает своим интересом всех вокруг. В межличностном общении то же самое. Другой проект «Норникеля», который меня удивил – Медиа-школа Игоря Попова.
- Чем удивил?
- В Медиа-школе учат писать грамотные журналистские тексты и снимать убедительные фоторепортажи. Учат бесплатно, в трех городах: Москве, Заполярном и Норильске. Поразили показатели: сто процентов ее выпускников успешно сдали ЕГЭ и поступили в лучшие вузы страны. Конечно, произошло это потому, что изначально туда идут ребята умные, заинтересованные и целеустремленные. Но к творческому конкурсу в Медиа-школе готовят основательно. И как родитель, и как специалист по региональным инвестициям я готов приветствовать любые проекты и начинания, которые повышают образовательный уровень нашей молодежи, позволяют талантливым ребятам проверить себя, свой талант. В западных обществах не только государство и семья содействует этому, но и частный бизнес; теперь такая практика есть и у нас.
- Каким будет 2018 год с точки зрения социальных проектов крупных предприятий?
- Компании пока только начали обнародовать стратегии на будущий год, у нас нет полной картины, но по заявкам уже складывается некоторая картина. Судите сами. В числе первых отметился «Норникель», он заявил, что в 2018-м готов направить на поддержку общественно-полезных инициатив некоммерческих организаций, государственных и муниципальных учреждений, а также социальных проектов корпоративных волонтеров компании 125 миллионов рублей; заявки на участие в конкурсе на получение грантов принимались до 1 ноября. География широка: помимо организаций из Норильска и Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края, Мончегорска и Печенгского района Мурманской области, к участию теперь приглашаются учреждения города Читы Забайкальского края. Последние смогли появиться в списке, так как недавно в регионе открылся Быстринский ГОК. То есть сейчас бизнес не сводится к экономике – с ним приходят социальные проекты. Важно, что люди сами могут принять участие в их реализации, предложить что-то и сделать свою жизнь ярче, лучше и интереснее.