После снега в Забайкалье стало меньше пожаров
Старинные здания – гордость любого города. Но только при условии, если они реставрируются и содержатся в надлежащем состоянии. В противном случае развалюха в центре современных пейзажей портит общий облик города, отпугивая туристов и создавая опасность для человеческих жизней – не дай бог ветхое здание обвалится или загорится. Но по закону обязанность реставрировать и поддерживать «жизнеспособность» здания ложится на его владельцев. Причём, делать это нужно, никоим образом не нарушая «историчность» строения. А значит те же пластиковые окна – персоны нон грата. Таким образом, служба по охране объектов культурного наследия Забайкальского края умывает руки, а владельцы зданий «вешаются» от такого «счастья».
В счёт уплаты долгаГлядя на здание по улице Амурской, 64-66 в Чите, не возникает ощущение, что оно может быть объектом культурного наследия. На крыше красуется надпись «Овощи. Фрукты», а внутри целая куча маленьких торговых точек. Но внешность обманчива, и здание «вроде бы» является объектом культурного наследия. Почему в этом есть сомнения – поймёте дальше.
Для того чтобы вникнуть во все нюансы этой истории, придётся немного попутешествовать во времени. Когда был ещё «жив» Советский союз, здание принадлежало «Горплодовощторгу». По названию не трудно догадаться, что занималась фирма реализацией плодово-овощной продукции. Работал на это и солидный коллектив – около 30 человек. И всё шло хорошо, пока не пришло оно, время, которое в народе принято называть «лихими 90-ми». «Горплодовощторг» перепродал это здание, вместе с коллективом, другой фирме. Впоследствии были ещё покупатели, пока цепочка купли-продажи не остановилась на фирме «Крупс». В свою очередь «Крупс» предложил работникам оформить здание в коллективную собственность, что и было сделано. Но затем начались проблемы. Помимо торговли всё теми же фруктами и овощами, «Крупс» занимался и другой деятельностью. А деньги с общего расчётного счёта, куда поступали и средства коллектива, периодически изымались для другой «ветки» в работе ООО. Естественно, что люди стали возмущаться таким положением вещей и начали выходить из «Крупс». Тогда членами трудового коллектива была создана другая фирма со сходным названием «Крупка» с отдельным лицевым счётом, которая и стала новым местом работы для большого коллектива. Но так как время, повторюсь, было «лихое» и в связи со всеми пертурбациями, у бывшей фирмы образовался долг перед работниками. Им, в качестве его уплаты, было передано здание. Время шло, и коллектив потихоньку разваливался – кто-то отходил от дел, кто-то уезжал в другие города. И паи во владении зданием выкупались оставшимися владельцами. Надо отметить, что всё это происходило ещё до того, как здание было признано объектом культурного наследия.
А событие это произошло в 1999 году. До этого коллектив, владеющий зданием, которое, к слову , 1895 года постройки, провёл ремонт, восстановив его былой облик. На тот момент соседнее с ним здание, где располагается магазин «Сказка», которое имеет адрес: Амурская, 66, уже было признано объектом культурного наследия. Однако постройка вплотную не помешала магазину, а наоборот укрепила его стену.
После проведения ремонта к Анастасии Болотиной, на тот момент являющейся главным соучредителем «Крупки», пришли люди из службы по охране объектов культурного наследия. Женщине предложили подписать документы о том, что здание представляет культурно-историческую ценность. Мол, что же вы мучаетесь, ремонтируя за свой счёт. А на восстановление памятников государство выделяет отдельные средства – вас эта подпись ничем не обяжет, зато поможет. Не увидев подвоха, Анастасия Кирилловна оставила свой автограф. Естественно, что ни о каком выделении средств в дальнейшем речи уже не шло. Как говорилось выше – все затраты на восстановление памятника ложатся на плечи владельца. Время идёт, здание ветшает, но ремонтировать его никто не спешит. И дело даже не в том, что нет денег, а в том, что физически это сделать невозможно.
Реконструкция здания силами Крупки
Беспокойное соседствоВ конце девяностых - начале нулевых годов рядом с магазином начал своё строительство предприниматель из Поднебесной. Небезызвестное кафе «Цин-Сян» располагается там и по сей день. Перед строительством ему было выдано предписание согласовать проведение некоторых работ с собственниками соседнего здания. Сделано этого не было, и теперь «Цин-Сян» и магазин разделяет расстояние в 6 сантиметров. Справедливости ради стоит сказать, что на момент начала строительства, здание магазина ещё не было признано объектом культурного наследия, но так ли уж это важно, если нормы нарушения застройки на лицо? Помимо почти вплотную прилегающей стены, под «Цин-Сяном» вырыт огромный подвал, который не смог не повлиять на соседний магазин – здание ощутимо повело, началось разрушение стен. Но, увы, исправить это невозможно – поскольку даже в век нанотехнологий ещё не придумано устройство, которое сможет восстановить стену, протиснувшись в 6-сантиметровое расстояние.
Помимо этого владелец кафе постоянно затапливает свою соседку. Из документов (копия есть в распоряжении редакции), выданных водоканалом, следует, что при монтаже труб предприниматель не потрудился установить жироуловитель, что и является причиной постоянного затопления магазина. Нарушение предписано устранить ещё в 2003 году, иначе пойдут штрафные санкции. Но, не смотря на данное обязательство, топить «Крупку» «Цин-Сян» продолжал регулярно, и никакие обращения в надзорные органы не помогали.
Цин-Сян в процессе своего строительства. Соседнее здание стоит ещё ровно
– Только в августе этого года он нас затопил трижды. На каждую мою жалобу ему выдают предписание устранить нарушение, но по факту ничего не меняется. От этого стену ведёт, по подвалу ползёт грибок и плесень, и теперь уже мне, как собственнику здания, выдают предписание – устранить нарушение. Но как я это сделаю, если он продолжает топить, в щель между зданиями ни одна техника не пройдёт, да и подъехать она даже не сможет из-за ларьков и павиольонов, которые стоят на остановке. Между прочим, их обещали убрать, так как их строительство было незаконным. Сделать это должны были ещё 15 лет тому назад, на этот счёт даже есть распоряжение, но, как видите, а воз и ныне там. Правильно говорят – ничего нет более постоянного, чем «временное». Всё это делает задачу по ремонту здания невыполнимой. Помню, когда мы делали ремонт, на крыше здания было украшение-венец, сделанный из кирпичей, мы его сняли, потому что он мог обрушиться и придавить кого-нибудь. Нам было предписание – сохранить материал, и в дальнейшем восстановить всё как было. Но стену-то мы убрать не можем, не смотря на то, что она грозит в один «прекрасный» момент просто осесть и обрушить здание. Тогда вина, естественно, ляжет на нас, как на владельцев магазина, и доводы о том, почему мы не могли устранить нарушение, никто слушать не станет. Тем более, если будут человеческие жертвы. Почему для того, чтобы принять какие-то меры, нужно обязательно, чтобы случилось что-то плохое? - поделилась с «Экстрой» Анастасия Болотина.
При этом о плачевном состоянии памятника сотрудники службы по охране объектов культурного наследия в курсе. Вместе с Анастасией Кирилловной они спускались в подвал, и после посещения и рекомендовали ей поставить строительные «маячки», чтобы оценить опасность разрушения. В итоге предпринимательницу поблагодарили за выполнение рекомендаций, оценили разрушение, как средней степени опасности, выдали предписание об устранении, и на этом успокоились.
Трещины и поведёная стена в 2017 году
А теперь вернёмся в начало статьи. Я начала свой рассказ с сомнения о том, что этот памятник является объектом историко-культурного наследия. Дело в том, что у каждого такого объекта есть паспорт, в котором значится регистрационный номер. Но как ни пыталась Анастасия Кирилловна узнать этот факт о своём здании, сделать это у неё никак не получалось – все запросы остались без ответа. Значит ли это, что поставив свою подпись на бумаге, женщина расписалась «за воздух»? Очень может быть. В настоящий момент Анастасия Болотова готовится обратиться с этим вопросом в прокуратуру. Потому что если здание не является объектом историко-культурного наследия, в итоге его можно будет передать в руки того, кто захочет привести его в нормальное состояние. Сделать это без клейма-«ценности» гораздо проще, чем с таковым. Поскольку не нужно будет бегать в службу по охране памятников и сверять каждый свой шаг. У человека, который готов разменять девятый десяток, на это уже просто нет сил.
«Экстра» будет следить за развитием событий.
Статья опубликована на сайте газеты "Экстра"