В Забайкалье осужден убийца 4-месячного ребенка

Происшествия, 11:15, 4 мая 2008

Многие водители могут рассказать неприятную историю о том, как они или их знакомые получали полис ОСАГО после покупки машины. Вот уже полтора года прошло, как выдача полисов через Интернет стала обязательной для страховщиков и общедоступной для населения, а автомобилисты до сих пор сталкиваются с одними и теми же проблемами при оформлении страховки. У некоторых на это уходит несколько дней и куча нервов.

ОСАГО (Обязательное страхование автогражданской ответственности) – это страхование не самого транспортного средства, а ответственности его владельца. В случае ДТП компенсацию пострадавшей стороне выплачивает страховая фирма, а не виновник аварии. Ещё есть КАСКО (никак не расшифровывается, от испанского слова casco - шлем). Это уже страхование автомобиля.

Услуга оформления электронного полиса ОСАГО становится всё более популярной в Забайкалье. И это закономерно. По словам управляющего Отделением Чита Сибирского ГУ Банка России Сергея Калугина, забайкальцы активно пользуются такой возможностью. В крае в 2017 году было продано около 37 тысяч электронных полисов ОСАГО. А с начала этого года забайкальцы оформили уже 53 тысячи таких полисов. Для сравнения: в 2016-ом их было всего 221, однако тогда оформление ОСАГО в электронном виде не было обязательным для страховых компаний. Рост, конечно, впечатляет. Но удобен ли на самом деле заказ полиса через Интернет?

Читинец Сергей рассказывает, что недавно пытался получить электронный полис ОСАГО и потратил на это несколько дней – сайт страховой компании выдавал ошибки, а после загрузки и проверки всех документов система «выкинула» на интернет-ресурс Российского союза автостраховщиков (РСА).

- А сайт РСА вообще мне предложил другую страховую компанию, которой в Чите нет. Я уже подумал: «Ладно, чёрт с ним, буду там делать, полис-то заканчивается». Начал там оформлять, - тоже какие-то проблемы. Так и не получилось ничего сделать, - говорит Сергей.

В итоге полис он оформил в офисе страховой компании, и то с третьего раза: два визита так и закончились ожиданием в очереди.

- На одного человека у них уходит час-полтора на оформление полиса. На третий день на меня уже обратили внимание, девушка говорит: «Вы уже три дня здесь сидите». Она предложила мне пройти с ней, подвела к специалисту. Тот откопировал документы, попросил 15 минут подождать и всё сделали.

Простому обывателю, говорит Сергей, сложно оформить полис ОСАГО через Интернет с первого раза. Вот и другой автолюбитель Егор отмечает, что потратил три дня на страхование своей ответственности. И тоже через сайт не получилось.

- У меня закончилась страховка. Я, как обычно, в последний день это заметил. Пошёл страховаться, сказали, что какие-то сбои, невозможно застраховаться сейчас. Я поехал в центральный офис – у них не приёмный день. Пошёл в другую ближайшую страховую компанию, отсидел очередь. Девушка посмотрела по компьютеру и говорит: «Нет, мы вас застраховать не можем». А почему, не объяснила. Я потом уже застраховался в первой своей компании. Онлайн застраховаться не получилось, тоже сбои были. Всё это заняло у меня три дня, чтобы получить полис ОСАГО, - рассказывает Егор.

Мы не приводим названий страховых фирм, но это всем известные компании.

Единичные это случаи или явление массовое – сказать сложно, потому что не все забайкальцы сообщают о проблемах в Центробанк – регулятору рынка. В читинском отделении Центробанка рассказали, что за три месяца этого года от забайкальских водителей поступило семь жалоб по оформлению Е-ОСАГО. Три жалобы касались перенаправления с сайта страховой компании на сайт РСА, ещё три – процедуры оформления электронных полисов, и одна жалоба касалась перенаправления с сайта одной страховой компании на сайт другой.

Стоит отметить, что перенаправление с сайта страховой компании на сайт РСА – это нормально. Так задумано, чтобы автовладелец гарантированно мог получить полис, если сайт выбранного им страховщика работает с перебоями. Эта схема действует в России почти год. Однако по закону сайт страховой компании может не работать максимум 30 минут в сутки.

Но всё равно - лучше сам

Оформляя полис ОСАГО самостоятельно через Интернет, вы рискуете столкнуться с нервотрёпкой от непривычки или из-за сбоев. Но, доверив это дело кому-то другому, можете наткнуться и на мошенничество. В пресс-службе Отделения Чита Банка России рассказали, что одной из схем мошенников являются компании-посредники, предлагающие услугу оформления Е-ОСАГО. Они намеренно подают страховщикам недостоверные сведения, чем снижают стоимость полиса.

- Механизм мошенничества заключается в том, что полисы оформляются на автомобили с низкой мощностью и в регионах с низкими коэффициентами при этом указываются регистрационный номер и VIN реального покупателя. В результате за полис мошенники платят, условно говоря, тысячу рублей. С помощью фоторедактора они изменяют данные водителя в полисе в соответствии с его регионом и моделью авто и продают его покупателю дороже, в зависимости от региона, а разница является их «сверхприбылью», - прокомментировали специалисты.

К тому же, если водитель застрахованного таким образом автомобиля окажется виновником ДТП, то он из личных средств должен будет отплатить ремонт авто потерпевшего. Чтобы не попасть в ловушку мошенников, в ЦБ советуют оформлять полис самостоятельно на сайте страховой компании. При этом если компания не на слуху или есть сомнения, лучше проверить наличие у неё лицензии на продажу ОСАГО. Сделать это можно на сайте Российского Союза автостраховщиков или на сайте Банка России. Кроме того, когда вы оформляете полис, говорят специалисты, желательно проверять адрес сайта в строке браузера – мошеннические сайты могут «маскироваться» под настоящие, копируя оформление, но адрес всё равно будет отличаться.

- Если же есть сложности с технической стороны, например, сбои в работе сайта страховщика, то лучше всего обратиться с жалобой в интернет-приёмную на сайте Банка России. К жалобе необходимо приложить скриншот экрана, где зафиксирована дата и время обращения к сайту страховщика, а если создан личный кабинет на сайте – логин от него, - посоветовали в читинском отделении Центрального Банка России.

Когда все, кто столкнулся с проблемами Е-ОСАГО, будут сообщать о сбоях регулятору рынка (Центральному Банку) или в службу поддержки сайта страховщика, тогда точно сократится число таких проблем. Кстати, на сайте Банка России можно найти вот такую методичку с рекомендациями по оформлению электронного полиса ОСАГО.

И помните: после покупки машины по закону у вас есть 10 дней, чтобы оформить страховку и поставить авто на учёт. Электронный полис ОСАГО нужно распечатать и иметь при себе, когда вы за рулём. А управление автомобилем без полиса ОСАГО влечёт за собой штраф в 800 рублей.