Забайкальская тяжелоатлетка будет готовиться к юношеской Олимпиаде
Всё произошло внезапно… Люди просто не успевали соображать, что и как делать… Забайкалье, а в особенности Чита, не привыкли к большой воде. Мы не знаем элементарных правил безопасности, не доверяем предупреждениям спецслужб и не всегда помним, в каком месте лежат документы. О том, как это было Заб.ру рассказали эвакуированные в пункты временного размещения жители Читы.
Почти 2 тысячи затопленных приусадебных участков, 27 дачных кооперативов, подтопленные многоквартирные дома в центре города и почти 3 тысячи эвакуированных людей. И это только в Чите, и это далеко не вся статистика! Есть ещё Шилка, Нерчинск, Тунгокочен, откуда каждый день поступают совсем неутешительные вести. Какой урон большая вода нанесла городу и краю ещё только предстоит узнать, но уже сейчас ясно, что жизнь сотен забайкальских семей теперь сильно изменится.
Елена Владимировна, ул. Лазо:
«В час ночи с Читинки пошёл шквал. Все спали, никто ничего не подозревал. В 7 утра встали, а первые этажи уже в воде. Где-то сирена выла, но у нас её плохо было слышно. Я позвонила в МЧС, они мне сказали, что лодок нет, берите пуховик, документы и выбирайтесь сами. Страху натерпелись, пока из дома выбирались: брели по горло в воде, наступить страшно, кажется, что вот-вот унесет, течение сильное очень было, прямо водоворот. Из дома кое-как выбралась, потом уже МЧС на лодке ездили, забирали тех, кто не смог выйти.
Всё там осталось, в воде. Я была в таком состоянии, что даже не сообразила что-то еще, кроме документов взять. А сейчас… Пока крыша над головой есть и ладно».
А предупреждения на подъездах, по крайней мере на Лазо, всё-таки висели, говорит Елена Владимировна. Но их никто не читал.
Елизавета, п. Заречный:
«Вода по шею поднялась, а я плавать не умею. Страшно было очень. Везде вода, вода, темно. Гул такой, в воде что-то где-то сосет, что-то где-то гудит. Мусор поплыл. Вода ледяная, сначала ноги берегла, мерзли сильно – потом уже так брела, пока нас не спасли. Нам с сестрой ребята местные на лодке выбраться помогли. Их нам, наверное, Бог послал. У мчсовцев одна только лодка была, сказали, что все в Смоленке и в Шилке, но и они потом ещё много кого вывезли.
Думала, простыну, а нет! Ощущения, как заново родилась. Спасибо администрации Железнодорожного района: они по своей инициативе дали нам пледы, подушки, вызвали медиков, чтобы нас обследовали. Потом вот в пункт привезли».
Столкнувшиеся со стихией люди не знали, что делать, без паники, конечно, не обошлось. Но где-то успевали прибыть спецслужбы, где-то волонтёры, где-то люди по-человечески друг другу помогали. Сейчас, когда вода больше не угрожает жизни, многие вспоминают о животных, которые могли погибнуть.
«Кошки в подвале сильно орали, когда вода топила. Наверное, там теперь много дохлых кошек будет. Но они, наверное, умеют плавать…, - рассуждают эвакуированные женщины, - Кошки умеют плавать? Собаки умеют, кошки только на четыре лапы встают…. - Может, и умеют, но по такой воде…. Их же унесёт».
Сергей, п. Смоленка:
«На лодке меня привезли, с собакой. МЧС. Там всё затоплено. Только вот собаку спас и всё. В ночь на 10 начало топить. Утром просыпаюсь, собака воет в воде на цепи. Всё в воде, полный погреб, подполье, колодец полный. К обеду МЧС-ники пришли, говорят, собирайся. А мне чего собирать? Надо быстрей – вода быстро прибывала, очень быстро. Сейчас не знаю что там. Ноги вот повредил – лодка перевернулась – собака дрыгалась. Один живу. С собакой. Родственников здесь нет. Её (собаку) оставил на сухом месте. Спасатели сказали, что выживет. Сейчас живём здесь – в пунктах размещения – как цыгане. Жду, когда можно будет вернуться домой».
Огороды, дома, хозяйство – у многих всё это погибло или пришло в негодность. Люди реагируют по-разному: кто-то готов теперь уже в правовом поле добиваться компенсаций, с новыми силами восстанавливать нажитое, а кого-то наводнение сломало…
Наталья Улыбина, п. Заречный:
«У меня двое детей. Нас вода застигла врасплох – предупреждений никаких не было. Спасибо соседям из Биофабрики, они нас ночью подняли, и мы смогли выбраться. А МЧС не предупреждали, по телевизору тоже никакой информации не было. Что успели, собрали, выехали на соседской машине. Больше никто не помогал. Сначала мы стояли на заправке, потому что были в шоке и не могли понять, куда нам идти. Потом сюда приехали.
Кормят нормально, постели, раскладушки дали новые. Но народу много, тесно – человек 12 в одном кабинете, надо расселять. А дом, который под воду ушёл, взяли в ипотеку. Сейчас не знаю, что там происходит. Там сейчас только собака плавает…».
Галина Чаликова, п. Заречный:
«Мне дети позвонили, сказали, что топит. Я приехала, а нас уже не пускают - всё затоплено. За нашим домом свалка была, так теперь весь мусор в моей ограде. Что делать, не знаю. Мужа у меня нет, умер он. Только дети остались".