Областная и окружная Думы спорят о бюджете Забайкальского края

Политика, 15:42, 6 мая 2008

Город – это живой организм и к нему нужно относиться «по-врачебному», по принципу: не навреди. Как власти обращаются с «сердцем» забайкальской столицы - площадями, а также с её «скелетом» - транспортным сообщением, почему читинская молодежь может не захотеть возвращаться из других регионов и как этого избежать – своим мнением в продолжение интервью Заб.ру поделился Заслуженный архитектор России Виктор Кулеш.

Напомним, начало беседы можно прочитать в статье «Чита превращается в город пенсионеров и чиновников».

«Дети вспомнят убогую Читу и никогда сюда не вернутся»

- Почему, на Ваш взгляд, люди уезжают из Читы?

- Когда я осуществлял авторский контроль за реконструкцией Мемориала, мне доводилось не однажды проходить через городской парк. Вдумайтесь в название – «городской парк». А там ржавые «грибки», разбитие аллеи, все живописные композиции состоят из отработанных автомобильных покрышек, покрашенных в разные цвета. И… гуляют дети. Дети, гуляющие среди этих покрышек, вырастут однажды, поедут в другой город и увидят там городской парк с аттракционами, с замечательными элементами искусства, архитектуры… Вспомнят свою убогую Читу и никогда сюда не вернутся. В них навсегда засядет убогий образ города. А мы ведём себя так, как будто этой проблемы не существует.

- Почему складывается такая ситуация?

- Может, от того, что у нас край ангажирован каторгой, от этого у нас такая каторжная, рабская ментальность сохраняется. По ул. Амурской установили памятник декабристам. Там сделали всё - оградку, фонари, дорожки - для того, чтобы этот уголочек был облагорожен. Через некоторое время всё сломали, вывернули, разбили. Почему, ребята? Это же для вас всё. Зачем вы это делаете? Около одной организации вмонтировали светильники на уровне тротуара. Интересное, современное решение. Подошли три человека, посмотрели, а потом один из них начал каблуком разбивать стекло. Откуда такой вандализм? Благоустройство, в первую очередь, должно начинаться с души. А не так, что приходит какой-то дядя, что-то делает, а потом этим пользуются, как хотят.

«Ожерелье» площадей и «дезинформация населения»

- Что вы можете сказать про читинские площади?

- Площадь Декабристов, площадь Ленина и площадь Революции связаны главной улицей Читы. Это исключительно уникальный градостроительный элемент нашего города. Такого «ожерелья» площадей больше ни в каком городе Сибири не встретишь. Эти градостроительные объекты нужно всячески беречь. Мне приходилось выступать против строительства ТЦ на площади Декабристов, на площади Революции. Потому что власти не останавливаются перед откровенной дезинформацией населения.

- Площадь Ленина пережила уже несколько реконструкций. Расскажите о них, пожалуйста.

- Площадью в своё время занимались несколько архитекторов. И, я думаю, каждый из них привнес своё понимание этой территории. В любом случае, когда постановку нового памятника Ленину осуществили, там, безусловно, произошла некая утрата старого образа площади.

У нас работал архитектор Сергей Михайлович Горбунов. Он сделал эстраду, фонтан и основную планировочную структуру. Через 10 лет площадь пришла в неприглядное состояние. И мне поручили делать проект её реконструкции.

- Что предприняли?

- Я старался сохранить то, что сделал Сергей Михайлович, потому что считаю: хороший замысел коллеги нужно оберегать, поддерживать и сохранять. Я старался сохранить литую ограду, как некую связь между Санкт-Петербургом и Читой. Рисунок ее ограждения встречается на набережной Невы.

В своё время на площади стояли ростральные колонны, разработанные архитектором А. Сладковым. Может, и не слишком презентабельные, но они фиксировали вход и выход с площади. Я старался это подхватить и вернуть колонны, потому что прежние были заменены столбами из труб, для того, чтобы крепить к ним троллеи троллейбусов. По моему проекту поставили колонны, чтобы на них можно было закрепить всё, что необходимо. Считаю, что эти колонны своё дело делают.

Характерной особенностью площади являются лавки. Надоело наблюдать в своё время, как молодые люди садились на спинку лавки с бутылкой пива, ноги - на сиденье и дерзко смотрели на проходящих мимо людей. Понятное дело, что на скамейку уже не сядешь. Поэтому скамейки без спинки – не случайность. Это ответ на молодёжный вандализм.

Вот сейчас смотрю: прямоугольный фонтан уже не устраивает, его меняют на круглый. Говорят о том, что денег нет, но на поломку старого фонтана и строительство нового нашли 22 миллиона. Это цена такому «маленькому капризу» власти. Там ещё планируется устроить цветомузыку. И, я надеюсь, что эти деньги будут потрачены не зря, что этот фонтан будет не хуже, а лучше и качественнее прежнего.

- Что Вы ещё хотели сделать для площади и с чем при этом столкнулись?

- Со стороны ул. Бутина я намеревался расширить тротуары. Но как только в проекте увидели, что тротуар стал шире, сразу набежали люди, которые хотели поставить там ларьки. Пришлось отозвать этот проект и снова вернуть проезжую часть в прежние габариты. Ибо сначала киоски, потом павильоны, потом ТЦ и ещё что-нибудь.

Довелось мне запроектировать на площади туалет. Изначально он, по проекту, был целиком подземный, но оказалось , что в этом варианте канализацию пришлось бы тянуть до вокзала. А это очень дорогое удовольствие.

- Так каково Ваше отношение к читинским площадям?

- Отношение к площадям у меня такое: в градостроительстве не обязательно сразу всё застраивать, важно многое сберечь. Настоящий градостроитель должен видеть, что нужно сохранить, а что ему сейчас не по зубам. Нужно мыслить будущим, перспективой. Это и есть, на мой взгляд, настоящий градостроительный подход. А площади нужно особенно оберегать. Наш город находится на крутом рельефе, а они - в относительно горизонтальном положении, поэтому даже чисто топографически являются уникальными. Любую уникальность в городе нужно оберегать и сохранять!

Гаражи-многоэтажки, 150 лет на авторазвязки и маршрут на КСК

- Как, на Ваш взгляд, можно решить транспортную проблему Читы?

- Во-первых, ее нужно сформулировать. Это тоже немалый труд, чтобы знать, что нужно решать. Конечно, транспортная проблема города упирается в экономическую базу. Например, в новом Генеральном плане города она решается путём строительства развязок в нескольких уровнях. Их предусмотрено 32 штуки. Ту, что в районе Каштака, строят больше 5 лет. Если мы будем каждую развязку строить по 5 лет, то на 30 таких уйдет 150 лет. Решение транспортной проблемы – это, прежде всего, ускорение строительства развязок.

У нас на очереди стоит развязка ул. Лазо-Ярославская, она тоже очень большая, сложная по конфигурации, связана с пропуском железнодорожного подвижного состава. Это значит, что её будут строить не быстрее, чем каштакскую. Техническое решение данного вопроса очень сложное и долговременное.

- Вы упомянули Генеральный план Читы. Если ответы надо искать в нем, то, что надо сделать в первую очередь?

- Этот документ чётко даёт ответ на то, что нужно делать с транспортной проблемой. Там обозначено, где нужно поставить мосты, где сделать развязки, дороги, магистрали и так далее. Что нужно сделать сиюминутно? Во-первых, нигде не перекрывать дороги застройкой! Во-вторых, стараться организовывать дополнительно автостоянки, чтобы убрать транспорт с проезжих частей. Где есть возможность, раскрыть живое сечение улицы, чтобы она не превращалась в стоянку. В центре города прекратить строительство торговых учреждений. Выносить торговлю на окраины. При нашем уровне автомобилизации доступность – не проблема. В Чите есть ТРЦ «Макси»: там есть и стоянка, и он популярен, и перспективен для развития. Нужно ориентироваться на такой пример.

Железная дорога, проходящие через город – это всё равно, что «река». И через эту «реку», через каждый километр, должны быть переезды в виде путепроводов. Если это будет, то не придётся гонять машины через центр.

- Что можете сказать касательно транспортной проблемы на КСК?

- Без конца идёт разговор о пропуске троллейбусной линии через аэродром «Черёмушки». Несколько десятилетий вопрос не решается из-за того, что мы руководствуемся нереализуемой идеей и тем, что не пускаем троллейбусы на КСК. Хотя пуск троллейбуса можно сделать по существующей системе улиц. Надо перестать жителей КСК мучить маршрутками! Я не против того, что они есть. Пусть будут как вспомогательный транспорт. Если пустим троллейбусы, то маршрутки будут комфортнее и качество обслуживания пассажиров станет значительно выше. Основную нагрузку должен брать на себя троллейбус, но ни в коем случае не надо одно заменять другим, нужно предоставить людям право выбора.

- Какие ещё могут быть решения?

- Снимать транспортную нагрузку в центре. Это обязательно нужно сделать! Кроме того, по возможности, делать пешеходные зоны. Надо брать хорошие примеры других городов, когда там создают целые кварталы исторической застройки, уютные пешеходные улицы. Мы же нигде этого не делаем, а попутно «гибнут» шедевры архитектуры.

- Помимо дорог, есть ещё другие возможности решения проблемы?

- Нужно создавать места для гражей-стоянок. И не сверхдорогущих, где машиноместо стоит дороже самой машины. Надо строить многоэтажные гаражи. Посмотрите, в Кенонском районе кругом безобразно расставлены гаражные «ракушки». И как быть по-другому? Жильцам ведь нужно оберегать своё имущество. Гаражный вопрос нужно обязательно решать. У нас всё-таки Чита планировочно сделана по старинке. Автомобиль изменил жизнь города. И нужно сделать так, чтобы автомобиль, являющийся по своей сути благом, не превратился в свою противоположность.

- В итоге, что нужно делать для минимизации проблем транспортного сообщения Читы?

- Надеюсь, что новый Генеральный план города Читы решит транспортные вопросы более реалистично и обстоятельно.

Дмитрий Рыбак