Машиностроительные предприятия Забайкалья не обеспечены заказами

Экономика, 17:14, 12 мая 2008

В России торговым сетям запретили возвращать поставщикам продукты, которые они не смогли продать. Такой закон Госдума приняла 7 ноября. Как считает депутат Ирина Яровая, запрет защитит отечественных производителей и покупателей. Заб.ру решил узнать, как оценивают нововведение представители читинских торговых сетей и компаний-поставщиков.

На сайте Госдумы поясняется, что закон также запрещает торговым сетям навязывать поставщикам условия о возврате продуктов, срок годности которых превышает 30 дней. Ирина Яровая, один из авторов законопроекта, заявляла, что в России есть практика, когда торговые сети берут продукцию у производителя, но спустя некоторое время по своему усмотрению могут вернуть её, не оплатив, либо заставить её выкупать. При этом, отметила Яровая, у покупателя такой возможности нет – вернуть продукты, если он их не употребил. К депутатам обратились хлебопроизводители Санкт-Петербурга, которые ежегодно вынуждены утилизировать тысячи тонн продукции из-за позиции торговых сетей. По мнению Яровой, производитель с принятием закона «получает горизонт планирования, расширение своего производства, повышение качества рецептуры, расширение ассортимента, что, безусловно, выгодно всем покупателям, гражданам России». Исполнение нового закона будет контролировать антимонопольная служба.

Соучредитель АО «Племенной завод «Комсомолец», член Совета Союза «Забайкальская Торгово-промышленная палата» Валерий Нагель:

- Моё мнение, тут две стороны: для поставщиков, на первый взгляд, это хорошо. Но торговые сети тоже на месте не сидят, они начнут что-то изобретать, что, наоборот, может ограничить поставки продукции, особенно «скоропорта» (скоропортящихся продуктов – прим. ред.). Наверное, проблема будет с хлебопекарной продукцией, с «молочкой» и так далее. Скорее всего, не видать нам в Чите мясных рядов, рыбных рядов - не замороженных, а охлаждённых. Я думаю, что этого не будет. Это дополнительные хлопоты, поэтому, я думаю, что торговые сети не будут особо заморачиваться, и просто ограничат «проблемные» продукты в поставке на полки. Могут пострадать и покупатель, и поставщик продуктов. Но если надзорные органы будут следить, чтобы супермаркеты принимали, например, хлеб у поставщика также, как они принимали раньше, тогда, не думаю, что будут проблемы. Но этого не произойдёт, мы же понимаем. Надзорный орган не будет нормально работать, по крайней мере, изначально он точно не будет работать. Так что, я думаю, будет хуже, особенно для «скоропорта».

Руководитель сети супермаркетов «Продмикс» Эдуард Иванов:

- Я выступаю сразу с двух сторон – как представитель торговой сети и как представитель поставщика. Я считаю, что это правильно сделано, то есть возвращать нельзя после определённого срока. Потому что сети, когда поставляешь товар, и он не продаётся, часто хотят это всё спихнуть на производителя. Конечно, это никак не сказывается в лучшую сторону на экономике последнего. Всё списывается на убытки, и это не правильно. Я думаю, что последствия принятия закона будут положительными, хотя сети и пытаются представить всё по-другому: «Будут «голые» полки»... Это всего лишь блеф, не более того. На сегодняшний день так получается, что торговые сети «выкручивают руки» поставщикам: платить не будете, инвестировать не будете – мы вообще торговать продуктом не будем. Но моя точка зрения, что всё должно быть по-честному, поэтому товар возвращать нельзя. У нас были разные моменты. Если мы, как поставщики, больше завезли товара в торговую сеть и сами отслеживаем это, тогда да, мы сами забираем товар. Во втором случае – если они нам заказывают товар, и мы поставляем по их заявке, то они сами его до конца должны распродать или заказывать оптимальное количество.

Соучредитель и директор ООО «Читинская мясная компания» Александр Благодатских:

- Как обычно, «палка о двух концах»: понятно, что, как производители, мы должны это приветствовать. Но любой закон всегда можно обойти. Ну, хорошо, запретили возврат. Всё равно сети, пользуясь своим положением, найдут, как этот вопрос отрегулировать. Допустим, будут просить скидку дополнительную или ещё что-то. Намерение-то правильное, но, я думаю, оно просто неосуществимое. Опять же, это может привести к снижению ассортимента в магазинах. То есть более осторожно будут брать, и так далее. А вообще, конечно, я считаю, с этим рынок должен разбираться. Другое дело, торговые сети должны контролировать антимонопольные службы. А запретить возвращать – это всё равно проблему не решит. Любое вмешательство государства, по моему мнению, противопоказано. Вмешиваться надо было так, чтобы не создавать больших сетей, как-то препятствовать этому. Чем больше конкуренция, тем лучше всегда.

Руководитель сети супермаркетов «Спутник» и сети магазинов «Николаевский» Юрий Баданов:

- Чем государство меньше управляет и лезет, тем лучше. Главное, не допускать монополий. Рынок сам всё утрясёт. Государство должно контролировать безопасность продукции. Нужно просто создавать действительно рыночную систему, и всё. А чем больше начинают контролировать – тем хуже. Потому что появляются люди, которые будут оценивать: это можно, а это - нет…