Средняя зарплата в России превысит 29 тысяч рублей
Можно понять осторожность врио губернатора Александра Осипова, который с большим вниманием слушал на днях финалистов кадрового проекта «Забайкальский призыв», борющихся за важнейший для нашего региона пост министра сельского хозяйства. Базовая отрасль в крае находится не в лучшем виде - здесь нужен не прожектёр, а знающий, смелый и твёрдый в решениях и делах руководитель.
В идеях нет дефицитаКаждый из финалистов выход из кризиса понимает по-своему, о чём и доложил комиссии. Один, например, открыл для себя странное явление, что в магазинах нет местных молочных продуктов и картошки – уже хорошо, значит, намерен производить и перерабатывать продукцию непосредственно в крае. Другой усмотрел панацею в соевых культурах, которые поднимут производство мяса. Третий намерен разводить в частных хозяйствах карпов. Дельные мысли, что скажешь.
Комиссия и организаторы конкурса, конечно, вольны делать выводы и принимать решения. Но вот чего, на наш взгляд, не хватало в этих презентациях, так это знания прежних идей и намерений в области сельского хозяйства региона, которых в последние годы было немало и многие из них тоже вполне дельные. Пару лет назад, например, автору этих строк довелось беседовать с исполнительным директором МФО «Фонд поддержки малого предпринимательства Забайкальского края» и директором ООО «Гарантийный фонд Забайкальского края» Евгением Орачевским, который на тот период уже год проработал в нашем крае. Тогда он высказал такую мысль: «Когда мы рассуждаем над тем, какое направление является приоритетным, надо, прежде всего, оценивать ресурсную базу региона. В Забайкальском крае мы видим огромное количество сельскохозяйственных земель. Смотрим географию расположения и видим, что наиболее плодородные земли располагаются в непосредственной близости к Китаю. Я постоянно общаюсь с предпринимателями. В крае надо активно производить любой продукт – зерно, мясо, молоко. И это будет выгодно. Хорошо, если часть продукции будет ориентирована на экспорт. Вот в крае есть племзавод «Комсомолец». В 2015 году это хозяйство вырастило рапс на территории 750 га, продало зерно в Китай и получило очень хороший доход. Китай обеспечивает абсолютный спрос на эту культуру – там происходит дальнейшая его переработка».
- Но ведь и у нас можно наладить переработку, - заметил я.
- Конечно, но производство зерна - это первый важный шаг. Прежде чем начать переработку, надо научиться эффективно выращивать культуру. И вот когда у нас будет достаточная ресурсная база, научимся получать высокие урожаи, - тогда можно начинать второй этап. Пример Амурской области нам говорит о том, что там нашли локомотивную культуру, - и большинство полей засеяли соей. И она им приносил большой доход, - ответил Орачевский.
Новые технологии от инвестораКонечно, в очень короткой презентации финалисты не могли подробно заявить о своих планах в качестве потенциальных министров сельского хозяйства региона. Но вот что очень хотелось бы услышать – это то, на какие финансовые ресурсы они рассчитывают? Если только на бюджет, то проку будет мало, слишком ненадёжный и скудный у нас этот источник. Поэтому, думается, поиск инвестиционных партнёров – важнейшая часть работы. Этим занимались прежние руководители отрасли и губернаторы края, но часто без особого успеха. Например, одно время они видели хорошего партнёра в качестве группы компаний «Дамате». Это крупный сельскохозяйственный холдинг, реализующий проекты по выращиванию и переработке мяса птицы, производству и переработке молока в Пензенской, Тюменской областях, Республике Башкортостан. Предприятие имеет свое производство сыров, а также сотрудничает с иностранными инвесторами.
Ведя переговоры с этой компанией, руководители нашего края и отрасли говорили о том, что в регионе есть сельскохозяйственные территории, готовые к развитию новых проектов. Имеется большая площадь неиспользуемых пахотных земель, есть территории для выпаса и выращивания крупнорогатого скота. В крае работают два крупных мясоперерабатывающих предприятия – мясокомбинат «Даурский», Маккавеевский пищекомбинат, а также ряд молокоперерабатывающих предприятий. Площадкой для реализации проекта компании «Дамате» по выращиванию мяса крупнорогатого скота был предложен Краснокаменский район. На его территории сосредоточены высокоразвитые социальная и промышленная инфраструктуры, здесь низкие тарифы на тепло и электроэнергию, а рядом с городом - пахотные поля и земли для выпаса скота. Район находится рядом с Китаем, что удобно для развития международного сотрудничества.
Возможно, сегодня в связи с вхождением Забайкальского края в ДФО и созданием территорий опережающего развития, в том числе и в Краснокаменском районе, стоит вернуться к этой идее.
Забайкалье – не лунная поверхностьРазумеется, новым претендентам на пост министра сельского хозяйства региона нелишне было бы знать, что в крае действует целевая программа «Поддержка и развитие агропромышленного комплекса Забайкальского края (2013–2020 годы)». По поводу выполнения подобных программ, конечно, есть большие вопросы, но игнорировать идеи и задачи, содержащиеся в них, не стоит. Тем более, что приближается год окончания реализации программы, но многое придётся осуществлять и впредь.
В этом документе говорится, что уровень самообеспечения основной сельскохозяйственной продукцией по региону на момент принятия программы составлял: по мясу – 59,5%, молоку – 94%, яйцу – 38,9%, картофелю – 89,7%, овощам – 25,6%. Семилетка завершается, а проблема не решена, и ещё больше обострилась. В частности, как было отставание по уровню материально-технической оснащенности вследствие недостаточного уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, опережающего роста цен на товары и услуги естественных монополий, так и остаётся. Кроме того, имеет место ограниченный доступ сельскохозяйственных производителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции.
Вот претенденты в министры ничего не говорили о социальной сфере села. В то же время по-прежнему сохраняются медленные темпы социального развития сельских территорий, сокращение занятости сельских жителей при слабом развитии альтернативных видов деятельности. Остро стоит вопрос дефицита квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности. Поэтому решение стоящих перед краевым агропромышленным комплексом проблем и создание тем самым условий для дальнейшего развития отрасли требует комплексного подхода и государственной поддержки.
В общем, если претенденты на пост министра сельского хозяйства хорошо изучат эту и другие целевые региональные программы (в частности, по развитию кооперации, переработке сельхозпродукции и т.д.), - им не придётся выдумывать прожекты про разведение карпов или про необходимость мыть овощи при продаже (это, конечно, тоже важно), а возьмут из них многие ценные идеи на вооружение. Ведь не на лунную поверхность они попали, а в край, который многие десятилетия развивает сельскохозяйственную отрасль.