InoPressa: Крайние меры в России входят в моду
Российский корреспондент журнала Time Саймон Шустер пишет о том, что для решения своих проблем население России вынуждено обращаться к чиновникам самого высокого ранга, потому что те, кто находится на местах, боятся только начальства, но никак не населения. Для привлечения внимания больших начальников часто россияне идут на крайние меры. Такие, как самосожжение, пишет InoPressa.
«Одна из возможностей (и, может быть, самая эффективная) - это ежегодная «прямая линия» с Путиным, в ходе которой нескольким счастливцам-россиянам удается напрямую попросить помощи у президента. Даже если жалоба связана с нарушением строительных нормативов или с дорожно-транспортным происшествием, Путин выслушает, накажет ленивых apparatchiks, а потом распорядится, чтобы местный губернатор устранил проблему. Но когда у Путина "занято", граждане нередко прибегают к другим способам заставить государство выполнять хотя бы самые базовые из своих функций. Такая крайняя мера, как самосожжение, кажется, входит в моду», - сообщает издание.
В качестве примеров Шустер приводит случаи из недавнего прошлого. Так, в Первоуральске предприниматель пытался добиться, чтобы в его доме включили отопление. «Столкнувшись с «отлупом» со стороны местных чиновников и их "пустыми взглядами", он облился жидкостью для снятия лака и поджег себя. Огонь потушили, а доведенному до отчаяния мужчине (после допроса в отделении полиции) вызвали скорую», - перечисляет Шустер..
Аналогичный случай произошел 1 октября на Камчатке - там пенсионерка пришла в здание администрации, облившись керосином заранее. Ее требование состояло в том, чтобы в ее доме было восстановлено нормальное водоснабжение, в последние полтора года действующее с перебоями. Когда ей пообещали разобраться, она по просьбе полицейского отложила зажигалку в сторону.
«Возможно, ее вдохновил подобный случай, произошедший в прошлом месяце» в Хакасии, продолжает Шустер. Группе шахтеров, которые путем голодовки пытались добиться выплаты долгов по зарплате за 2001 год, удалось добиться переговоров с властями лишь после того, как один из них через СМИ анонсировал собственное самосожжение - он пообещал сделать это в полдень 15 октября на центральной площади города Черногорска.
«Каждый из этих случаев вынудил местных чиновников начать что-то делать или, по крайней мере, пообещать начать что-то делать, - пишет Time. - Других стимулов прислушиваться к требованиям граждан у них нет. В отдаленных российских регионах администрация лишь изредка бывает выборная; как правило, она назначается вышестоящими чиновниками и тем самым встраивается в громадную цепь соподчинения, на верхушке которой восседает президент Владимир Путин. Она известна в России как «вертикаль власти». Каждый функционер в этой пирамиде испытывает страх лишь перед начальством, но не перед избирателями, лишенными каких бы то ни было способов наказать слуг народа - будь то через избирательную урну или как-то иначе».