Гениатулин: В России достаточно порядка 50 субъектов

Политика, 13:12, 1 марта 2014

Первый губернатор Забайкальского края считает, что практику объединения регионов надо продолжить. Более того, укрупнение должно происходить и внутри самих субъектов Федерации. Об этом Равиль Гениатулин заявил 1 марта в эфире ГТРК-Чита.

Заместитель директора телеканала Игорь Кунгуров спросил у бывшего главы региона,  как родилась сама идея создания Забайкальского края, откуда пришла и как "пробивалась" в Читинской области и Агинском Бурятском автономном округе.

- В стране начались серьезные преобразования на уровне субъектов, вы же помните - Камчатка, Пермский, Красноярский края. В администрации президента тогда была взята очень четкая и правильная линия на укрупнение субъектов. Я до сих убежден в том, что на территории РФ порядка 50 субъектов - вполне достаточно, также как необходима серьезная реорганизация внутреннего устройства самих субъектов, чем я начал потихоньку заниматься, дискуссии были большие вокруг этой темы, сейчас все приостановилось. На мой взгляд, процесс остановился в целом в масштабе страны только на время. Вот ушел Владислав Сурков на работу в правительство, сейчас он, правда, вернулся в Кремль, и я не исключаю, что эти процессы объединения будут продолжены, ведь, на мой взгляд, во многом локомотивом этих процессов был именно он. Мы работали именно с ним, с его аппаратом, и оттуда исходил этот импульс, связанный с укрупнением субъекта, - сказал Гениатулин.

По его мнению, в современном мире, мире современных технологий, тот чиновничий апппарат, который с советских времен работает, слишком громоздкий, в стране много лишних чиновников. 

- Сегодня нет необходимости ехать на повозке куда-то в район или на автомобиле ГАЗ-69 трое суток добираться до Приаргунска, условно скажем. Сегодня одним нажатием кнопки можно спокойно вызвать на прямую связь главу администрации Приаргунска и пообщаться на любую тему, связанную с морозами, ящуром, получить нужную информацию. Поэтому, на мой взгляд, нужно двигаться в направлении, связанным с модернизацией систем управления, то есть оптимизации систем управления и внутри самих субъектов. У нас десять округов вполне хватило бы. Но одновременно, подчеркиваю, на мой взгляд, необходимо законодательно усилить роль самих муниципальных образований и поселений - отдать им налоги и власть, двигаться по пути самостоятельной организации власти, самодеятельной, нормальной власти. Это в советское время очень серьезно присутствовало. Там же минимальный был аппарат. Помню, в горсовете у нас на освобожденной основе были единицы. Все депутаты, очень уважаемые люди, и мне, молодому человеку, удалось захватить то время и быть депутатом, - все не на освобожденной основе, и решения правильные принимались, и нужные решения принимались. И неплохо работали. Сейчас, куда ни глянь, там освобожденный работник, там. Зачем? - продолжил первый губернатор края.

Говоря о продолжении практики объединения субъектов, Гениатулин привел в качестве примера Китай: "посмотрите - Китай, население почти 1 млрд. 400 и всего 22 провинции и по-моему 5 автономных областей. Возьмите те же США - 50 штатов на 320 млн. населения, что в два с лишним раза больше, чем у нас. У нас есть, на мой взгляд, какая-то ошибка, когда мы административное устройство, наличие аппарата, расходы, делаем в целом на площадь, на территорию, а надо на человека. Тем более, если посмотреть, то вся Россия живем вдоль Транссиба, железных дорог и отдельные пятачки, связанные с горнорудной промышленностью, в основном на Севере, и с военными объектами. Поэтому система организации власти с точки зрения структуры сегодня не очень правильная, она отстала от жизни, требования времени, и сегодня, когда надо экономить деньги, надо крепко посмотреть. Поэтому я считаю, что это временная приостановка процесса объединения и надо двигаться в этом направлении - 50 - 60, сколько получится". 

- И внутри региона надо двигаться, - добавил Кунгуров.

- Обязательно надо двигаться. Это тяжелый процесс, это болезненный процесс, это будет страшное сопротивление чиновников, надо это понимать. Но народу важно, чтобы учителю вовремя хорошую зарплату платили, чтобы он имел возможность посетить лечебное учреждение. Ему без разницы, какая система управления существует и сколько чиновников, лишь бы эти чиновники работали эффективно. На мой взгляд, был очень правильный запущен механизм. Сейчас он на несколько лет, видимо, приостановился. Думаю, что в ближайшие несколько лет возобновятся не только разговоры, но и реальные действия в этом направлении. Зачем надо было объединить Читинскую область и Агинский Бурятский автономный округ? Потому что это жизнь диктовала, и мы на первом этапе не до конца понимали. Там, действительно, было сопротивление. Каждый маленький божок, царек, руководитель, извините, - "зачем мне лишнее, я тут справляюсь". А когда по-государственному посмотришь на решение этих вопросов, пообщаешься со специалистами, понимаешь, что решение с точки зрения перспектив развития государства были правильные. Поэтому я нисколько не жалею, что был одним из не последних участников этого процесса. В основе того, что мы сделали, правильные решения в правильном направлении развития нашего государства, - сказал бывший глава региона.

Также он рассказал, какие положительные моменты, на его взгляд, сегодня наблюдаются после объединения двух субъектов в Забайкальский край, что приобрела Читинская область и Агинский округ в составе нового региона:

- На этот вопрос очень много раз отвечали уже. Во-первых, мы ничего не потеряли. Мы относительно безболезненно, практически без потерь прошли кризис. И не факт, что если бы мы были разобщены, это было бы так. Мы ведь даже в течение года, по существу, восстановили докризисные показатели промышленности. Это первое. Второе, значительно расширился рынок. Третье, все-таки, произошло сжатие управленческого аппарата, поменьше стало бюрократии, следовательно, поменьше возможность каких-то дел, связанных с коррупцией. Кстати, мы не были оригинальными. В начале 90-х годов, когда я понял, что пять бюджетов в городе Чите - это слишком шикарно, и пять представительных органов, пять потенциально жестких дискуссионных площадок, где каждый тянет одеяло на себя, я тогда принял непопулярное в то время решение: сделал единый городской бюджет, объединил его в единое целое, и благодаря этому, мы, в общем-то, прошли очень непростые 92-й, 93-й, 94-й, 95-й. 20 лет уже это все работает, и никто пока не собирается отменять, на мой взгляд. Если отменят, то породят еще больше проблем. Не надо торопиться. Свою жизненность окружная формула уже подтвердила. И опираясь на этот опыт, я и внес предложение о необходимости реорганизации в масштабе всего края. И мы начали с преподавателями Академии народного хозяйства потихонечку разворачивать окружную систему. Когда-нибудь, я уверен в этом, новое поколение руководителей вернется к этой теме.