С начала года Читинский аэропорт принял и отправил почти 40 тысяч человек

Экономика, 09:51, 6 июня 2008

Измученные пьянством жители некоторых населённых пунктов Забайкалья просят законодателей ввести запрет на продажу алкоголя. Понять их можно. Пьющие по поводу и без него мужики, а то и женщины, вконец измотали нормальных жителей. Но вот поможет ли закон или любой другой документ парламентариев справиться с этим злом?

Сизифов труд

И вот перед депутатами Заксобрания во всём оформлении проект Закона «О полном запрете розничной продажи алкогольной продукции на территории села Ульяновка Шилкинского района». Что с ним делать? Принять безоговорочно? Дескать, поддерживаем полезную инициативу. Но, опять же, основываясь на каком законе можно это сделать? Не так давно ФАС предупредила, что подобные запретительные законы должны действовать или на всей территории страны, или не действовать вовсе. Но и пройти мимо тоже нельзя. Вот и депутаты поселения «Верхнехилинское», в состав которого входит село Ульяновка, поддержали эту просьбу. А ещё раньше с подобным предложением обращались представители посёлка Кокуй Сретенского района. Даже пиво просили не пощадить, удалить из продажи.

Вся эта борьба за многие годы напоминает Сизифов труд, согласно которому этот мифический герой был наказан богами тем, что закатывал на вершину горы огромный камень и как только достигал вершины - камень скатывался вниз. И всё приходилось начинать сначала.

Вот давайте трезво посмотрим на этот процесс борьбы с алкоголем запретительными методами хотя бы за пару десятилетий и его результаты. Администрации и региональным депутатам всегда приходилось вести трудную борьбу с алкогольным всевластием и с теми, кто занимается продажей этой продукции. В начале двухтысячных глава администрации региона издал постановление, которое устанавливало, что на территории области поставки для розничной продажи, а затем продажа спиртных напитков разрешается при наличии на каждой единице товара регионального специального знака (РСЗ). Однако через некоторое время «Общество налогоплательщиков» подало иск в областной суд, и тот отменил данный нормативный акт как противоречащий федеральному законодательству.

И такой оборот событий был не исключением, а скорее печальной нормой. Одно время на территории края вводилась так называемая региональная идентификационная марка (РИМ). Оптовые продавцы обязаны были приобретать у ГУП «Читаалкогольконтроль» эти марки за 2 руб. за штуку. Таким образом, администрация региона намеревалась поставить заслон теневым поставщикам алкогольной продукции. Всё это опять же возмутило предпринимателей-оптовиков, и они подали в суд иск. Их рассуждения были при этом таковы: если РИМ является налогом или сбором, то эта марка незаконна, так как такой вид налога не предусмотрен федеральным законодательством. Тяжба закончилась тем, что суд признал постановление главы недействительным, противоречащим закону, и отменила его. Потом было ещё одно постановление главы региона – «О дополнительных мерах по упорядочению оборота спиртосодержащей непищевой продукции». И что же? Повторилась история с РИМом.

Печальный опыт нелегального оборота алкогольной продукции у нас в крае тоже есть. Трагедия в с. Красной Великан с новой силой возродила спор о том, как бороться с пьянством и неконтролируемым оборотом алкоголя. Предложений было масса – от необходимости сделать спиртное максимально доступным по цене до «казнить на площадях» торговцев нелегальной водкой. Всё это – естественные в данной ситуации эмоции: шутка ли, 14 человек погибли, десятки пострадали, осиротевшие дети, горе матерям и жёнам и т.д. Власть на этом фоне срочно подписала распоряжение, запрещающее продавать некоторые алкогольные напитки в целом ряде районов. Кое-кто вообще предлагал продавать водку только в районных центрах – дескать, в сёлах пить будет нечего, значит, пить будут меньше. Однако… Как видим на примере Красного Великана, незаконная торговля быстро может «исправить» положение, но вместо качественного алкоголя предложат всякую отраву. Поэтому одними запретами тут ничего не решить, а можно даже навредить.

А сколько было шараханий по поводу времени продажи алкоголя – то его сокращали, то снова удлиняли. Результат был один – кто пил, тот и продолжал пить. В накладе оставались предприниматели да снижались налоги в казну.

Зрить в корень

Совет Козьмы Пруткова – в каждой проблеме искать корень зла – актуален и по сей день. Легче всего принять запретительный закон или постановление о запрете продажи алкоголя в селе Ульяновка или посёлке Кокуй. Но гораздо сложнее разобраться в том, почему в этих (и не только в этих) населённых пунктах люди пьянствуют и приносят горе семьям.

Как поступят депутаты Заксобрания края в таком щекотливом положении – нам не ведомо. И если что-то предпримут в запретительном духе, то вряд ли это отрезвит пьющих жителей этих сёл. Самогонные аппараты и полный картбланш на изготовление алкоголя для личного потребления со стороны государства сведёт на нет любую запретительную бумажку, из какого бы органа она не исходила.

Причины налицо – отсутствие нормальной работы, крайне низкие заработки, если они есть, отсутствие элементарных бытовых условий и проч. И важно не только увидеть причины, но и сделать всё возможное, чтобы улучшить положение людей.

А что нужно? Да вот, думается, надо людям дать надежду на достойную жизнь. Побороть безработицу. Умерить хамство бюрократам. Сделать достойной оплату труда. Строить жильё и применять ипотеку под приемлемый процент. Сделать медицинское обслуживание доступным. Дороги – проходимыми. Распространять культуру не по остаточному принципу. Лучше защищать людей от преступников и мошенников. И, конечно, с пелёнок прививать детям отвращение к «зелёному змию» - здесь большой арсенал средств, которые всем известны. Наверное, это далеко не всё. Но иначе жизнь людей, думается, не повернуть к трезвости.

А запретительные меры, хоть в Ульяновке, хоть в любом другом селе – это мираж.