ОНФ: В Забайкалье в 2013 году заселили 1 из 300 домов для жильцов из аварийных зданий
Общероссийский Народный фронт и Центр «Народная экспертиза» провели совместный мониторинг исполнения указа президента в части ликвидации аварийного жилья, в ходе которого выяснили, что в Забайкалье цифры, предоставленные ответственными лицами, не соответствуют фактам по реальному расселению, сообщается на сайте ОНФ.
«На первый взгляд, по итогам 2013 г. лидером является Забайкальский край: там 100-процентное исполнение. На самом деле в регионе за год расселен всего один дом из трехсот. Аналогичная ситуация и с финансовой отчетностью Фонда ЖКХ. Она показывает, как работает Фонд, как управляет выделенными средствами. Однако выделить цифры, относящиеся непосредственно к программам расселения, невозможно», - говорится в сообщении.
По мнению руководителя Центра «Народная экспертиза» Николая Николаева, одной из основных проблем, с которой столкнулись инициаторы мониторинга – отсутствие полной и понятной информации на всех этапах реализации программ переселения.
- Для начала мы взяли отчетность Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства и Фонда ЖКХ. К сожалению, она не позволяет сделать вывод о результативности программы в целом. Непонятно, как регионы справляются с выполнением программ переселения из аварийного жилья, – отметил руководитель Николаев и добавил, что «было бы правильно, чтобы любой гражданин мог не просто найти нужную информацию, но и понять, каким образом используются государственные средства, выделенные на ликвидацию аварийного жилья».
Он считает, что движение средств после того, как они дошли до региона, практически невозможно.
- Отчетности, кому и куда они направляются, внутри региона просто не найти, можно судить лишь по результатам. По данным Фонда ЖКХ, неисполнение регионами взятых обязательств выражается в нецелевом использовании средств, невыполнении условий, есть случаи, когда до муниципалитетов деньги доходят только после вмешательства прокуратуры РФ. Несколько регионов в этом году даже не приступили к реализации программ, – уточнил Николаев.
Для искоренения этих проблем он предлагает ввести стандарт обязательной публичной отчетности муниципальных и региональных органов власти по реализации программ расселения. Однако он подчеркнул, что стандарт не должен быть разработан в недрах Фонда ЖКХ или министерства строительства РФ.
На муниципальном уровне данные процессы еще менее понятны. По информации активистов проекта «За честные закупки», которые проанализировали проведение конкурсов на строительство, вычленить из множества закупок относящиеся к программам расселения аварийного жилья практически невозможно.
- Бесконтрольность приводит к тому, что новое жилье, в которое переселяют людей, часто еще хуже старого – аварийного, – говорит Николай Николаев. – В процессе работы у нас возник даже новый термин – «новое аварийное жилье». С этим надо бороться! Мы предлагаем создать публичный реестр такого жилья. Пусть люди присылают нам свои примеры. Наконец, выдержки из этого реестра нужно регулярно направлять в прокуратуру.
Подводя итог, Николай Николаев сказал, что ситуация с информационной прозрачностью в стране – аховая, что является существенным барьером для общественного контроля и это положение должно быть исправлено в самое ближайшее время.