Уголовное дело в связи с гибелью детей в Карымском возбудят в ближайшие дни
По этим решениям можно сверять время в Заксобрании края: примерно раз в пару лет его депутаты принимают документ об увеличении или о сокращении продажи в магазинах алкогольной продукции. Что удивительно - все они, по мнению избранников, носят исключительно антиалкогольный характер.
Разрешить нельзя запретить
Вот и на сей раз, в конце прошлого года, депутаты нашего Заксобрания, покрутили-повертели в очередной раз алкогольную бутылочку на пленарном заседании и с полным осознанием важного дела в первом чтении приняли поправку в закон, согласно которой время запрета розничной продажи алкоголя в утренние часы должно увеличиться с 8 до 10 часов. И сделано это с учётом рекомендации комитета по экономической политике и предпринимательству.
Ну, а всего два года назад наши забайкальские избранники также с полным осознанием важности борьбы с алкоголизмом предложили увеличить время продажи алкоголя с 8 до 23 часов, отменив в крае «час волка». Для молодёжи поясню: «час волка» был ведён ещё советским правительством на рубеже 70-80-х годов прошлого столетия. Как только часы на фасаде театра кукол Образцова в Москве пробивали 11 часов, и из своей ячейки появлялся желанный волк, население страны бросалось к винным магазинам за долгожданной бутылочкой. Потом пришёл к власти Юрий Андропов, ужесточил дисциплину, но «час волка» отменил и её, родимую, стали продавать с 9 утра и, кроме того, появилась дешёвая «андроповка», за что советские люди были безмерно благодарны новому генсеку. Забайкальские власти с тех пор множество раз то вводили «час волка», то его отменяли – так и этак нападали на «зелёного змия», но он всегда в конечном итоге одерживал в этой схватке победу.
Два года назад депутаты краевого Заксобрания Владимир Иванченко и Юрий Кон оценили всю пагубность для предпринимателей и бюджета ограничений в продаже алкоголя и предложили продавать спиртное с 8 до 23 часов, а не с 11 до 20, как это было заведено в крае. Как прагматичные предприниматели и государственные мужи, они подсчитали, что в год от ограничения времени продажи бюджет недополучал порядка 59 миллионов по налогу на добавленную стоимость и 85 миллионов – по налогу на прибыль. В правовое поле не попадало около 240 миллионов рублей товарооборота и 50-60 миллионов чистого дохода в месяц. Зато подпольный рынок алкоголя процветал. Кроме того – то, что народ недополучал через магазины, с успехом добирал через бары, кафе, алкопабы и проч. заведения.
Да и то сказать – сложный вопрос. Так поверни в борьбе со змием – плохо, так – ещё хуже. Перегнёшь палку – до беды недалеко. Печальный опыт нелегального оборота алкогольной продукции у нас в крае тоже есть. Трагедия в с. Красной Великан с новой силой возродила спор о том, как бороться с пьянством и неконтролируемым оборотом алкоголя? Предложений было масса – от необходимости сделать спиртное максимально доступным по цене до «казнить на площадях» торговцев нелегальной водкой. Шутка ли, в одночасье из-за нелегальной отравы 14 человек погибли, десятки пострадали - осиротевшие дети, горе матерям и жёнам и т.д. Краевая власть на этом фоне срочно подписала распоряжение, запрещающее продавать алкогольные напитки выше 160 в целом ряде районов. Кое-кто вообще предлагал продавать водку только в районных центрах – дескать, в сёлах пить будет нечего, значит, пить будут меньше. Однако… Как видим на примере Красного Великана, барыги быстро могут «исправить» положение, но вместо качественного алкоголя предложат всякую отраву. Поэтому есть о чём подумать.
Всё у вас от лености
Благими намерениями вымощена дорога в трезвость. Здесь каждый профессор. И ведь много ума не надо. В этом деле кто громче всех крикнет «запретить!», тот и больший государственник, борец за трезвость. А посему предложения сыплются как из рога изобилия. Все они мудрые, словно протоколы сионских старцев. Ограничить продажу алкоголя по времени. Но разрешить легальную продажу самогонных аппаратов и их рекламу: «Алкоголем круглый год обеспечит спиртзавод». Депутат Госдумы Валуев предложил запретить продажу горячительного пенсионерам, чтобы продлить их старость. В качестве компенсации он проголосовал за увеличение пенсионного возраста, чтобы оттянуть им запрет на алкоголь. Группа депутатов предложила запретить продажу спиртного молодёжи до 21 года, поскольку психологически она раньше не созревает. Но почему-то психологически несозревшей молодёжи сочли возможным дать в руки оружие на службе в армии.
Вообще, судя по инициативам, у депутатов Госдумы с оценкой возрастных возможностей всё в порядке. Однажды группа депутатов и экспертов пошла дальше и предложила законодательно ввести запрет на продажу алкогольных напитков лицам, моложе 30 лет. Дети ведь ещё!
Вспомним: самым радикальным у нас в крае оказался печально известный чиновник краевой администрации Виктор Паздников. В бытность, когда он возглавлял региональную службу по тарифам (РСТ), его ведомство вообще предлагало запретить продажу алкоголя на территории края.
Подобным тенденциям на алкогольном поприще сотни лет. Например, в 1623 году воеводы уральского города Верхотурье писали в Москву: «Служилые люди, стрельцы, крестьяне всё пропивают, народ обнищал, надо бы кабак закрыть». На что царь Михаил Романов им ответил: «Не радеете о нашем деле, вместо того, чтобы увеличить прибыль, хотите закрыть. Всё у вас от лености». Его внук Пётр 1, в свою очередь, радея о государственной казне, провозглашает свободу винокурения и облагает винокуров акцизом.
Кто прав – трудно сказать. Но то что наши любители горячительного в крае, не имея нужных средств на рестораны и кафе, пьют суррогат и гибнут порой десятками человек – факт. Тут как ни крути бутылочку, то увеличивая время продажи, то сокращая – проблему не решить.
Вот попалась недавно газетная колонка одного фермера, председателя общественного движения «Федеральный сельсовет». Умно пишет мужик. У них в посёлке было принято решение – запретить продажу алкогольной продукции, а то народ спивался. И вот что он пишет: «Одними запретами тут действовать нельзя. Мы создали большой выбор мест работы. Действуют пекарня, мельница, кондитерская, различные фермы, детский сад и школа, активно работает женсовет. Придумали особую систему поощрений – премию за трезвость. Она носит накопительный характер, составляет до 50% от зарплаты, но получает её человек раз в год. Если в течение года «срывался», совершал правонарушение, прогул – премии он лишается».
У нас, в крае, тоже есть попытки в отдельных сёлах создать зоны трезвости. Но, думаю, положительный эффект будет только тогда, когда за этой мерой последует примерно то, о чём пишет далёкий фермер.