За курение в автомобиле будут штрафовать
Недавно на совещании правительства РФ по развитию Дальнего Востока премьер Михаил Мишустин раскритиковал волокиту по совершенствованию проекта «Дальневосточный гектар».
Идею подсказал фермер
Дело в том, что в августе прошлого года хабаровский фермер Михаил Утробин на встрече с премьером в Благовещенске предложил расширить возможности программы для тех, кто доказал эффективность своей работы на земле. Конкретно его предложение сводилось к тому, чтобы тем людям, которые уже освоили землю, дали возможность предоставить ещё дополнительно участки, чтобы они и дальше поднимали земли, которые не используются - для того, чтобы кормить свои семьи, кормить свой край, развивать страну и свой регион?
Председателю российского правительства понравилась идея деятельного фермера, который активно развивает животноводства на «дальневосточном гектаре», прикупив ещё с десяток гектаров земли. И он дал поручение чиновникам проработать этот вопрос и, если нужно, внести соответствующие изменения в законодательную базу. Однако ничего по его поручению сделано не было, и премьер жёстко раскритиковал волокитчиков, дав им срок для выполнения его поручения, и в ближайшее время доложить ему лично.
Вопрос: почему чиновники на местах не спешат выполнять поручение главы федерального правительства? Видимо, потому, что таких фермеров на Дальнем востоке единицы и в принципе вопрос не актуален. У нас, в Забайкальском крае, что-то вообще замолчали о реализации программы «Дальневосточный гектар». Да, в первое время начала реализации программы оптимистических сообщений в СМИ от наших региональных чиновников было много, назывались большие цифры – от 1000 и больше – желающих участвовать в программе и подавших заявки на оформление «дальневосточного гектара». Но теперь энтузиазм постепенно исчезает, и похвалиться хотя бы одним фермером, который бы добился таких же успехов, как хабаровский фермер Михаил Утробин, мы в Забайкалье не можем. Хотя неиспользуемой земли сельскохозяйственного назначения у нас больше чем достаточно – вспомним инициативу экс-губернатора края Константина Ильковского, который хотел отдать китайцам в аренду на разработку 800 тысяч гектаров неиспользуемых в крае земель, то есть неугодий. Тогда реализовать эту идею ему не дали, но почему бы нашим активистам «дальневосточного гектара» не давать неиспользуемой в сельском хозяйстве земли столько, сколько они могли бы «переварить» и получать от неё продукцию?
Без инфраструктуры гектар сирота
Конечно, большинство желающих взять в разработку «дальневосточный гектар», тем более бесплатно, хотят, чтобы он был ближе к крупных населённым пунктам, где уже создана инфраструктура – есть электричество, дороги, легко добыть воду, для детей недалеко школа и детсад (яркий пример пригороды Читы в районе Смоленки, Верх-Читы и др.). Но во многих районах края наличие таких участков ограничено, их моментально разобрали, а на отдалённых землях инфраструктура неразвита. Поэтому взять гектар не напасть, но как бы взявши не пропасть.
В создании инфраструктуры для нормальной работы фермеров на таких «бесплатных» участках (куда надо вложить большие личные средства) – проблем огромное количество. О всех говорить не будем, но вот о том, что делать с полученной продукцией фермеру, всё же освоившему землю – не ясно. И это тоже тревожит многих, в том числе будущих владельцев «дальневосточного гектара».
Тревога понятна: если уже сейчас фермеры и просто частные подворья не знают, как реализовать свою продукцию и, в результате, сокращают производство молока, мяса, овощей, картофеля (это видно по сводкам Забайкалкрайстата), то что будет, когда (если) заработает «дальневосточный гектар»? А ведь под него отдано почти половина всех сельхозугодий Забайкальского края, сотни новых владельцев земли, естественно, захотят производить продукцию не только для себя, но и для продажи.
Напомним, что ещё в 2012 году в крае была принята целевая программа по развитию потребкооперации на четыре года. И какие перспективы были нарисованы! Строительство и модернизация 30 перерабатывающих предприятий, создание 751 нового рабочего места, кратное увеличение налогов в бюджеты разных уровней, увеличение совокупного объема хозяйственной деятельности организаций потребительской кооперации до 3 миллиардов 160,2 миллиона рублей и проч.
Что в итоге? На прилавках забайкальских магазинов доминируют всё то же завезённое из других регионов и из-за границы молоко, овощи да китайская картошка и турецкие помидоры…
Сколько раз занимались этим вопросом депутаты Законодательного собрания края! Проблему рассматривали на примере Читинского и Улетовского районов. Особые акценты при этом делались на увеличении производства и поставки молочной продукции, мяса свинины, традиционно ввозимых в край на переработку, а также на производстве яиц и мяса птицы. Кроме того, большая работа планировалась по круглогодичному обеспечению бюджетных потребителей и торговых сетей овощами и картофелем. Эти направления были оформлены в четыре серьезных инвестиционных проекта, которые были представлены на федеральный уровень. Это, в частности, проект по увеличению производства молочной продукции, в том числе программа «Забайкалагро» Улетовского района. Это и проект компании «Картофель Забайкалья», которая планировала увеличить производство картофеля на 500 гектаров, а также построить серьезное картофелехранилище, способное круглогодично обеспечивать продукцией бюджетных потребителей.
Один из проектов касался Черновского овощехозяйства, материально-техническая база которого требует серьезной модернизации. Депутаты и руководители Минсельхоза края заверяли: на предприятии проводится серьезная работа по привлечению инвестиций, поэтому в ближайшее время ожидается серьезный рост производства не только овощной, но и цветочной продукции.
Но где все эти проекты и многое другое? Так что по-прежнему стоит задачи – переломить ситуацию с закупками и переработкой продукции на основе реальной программы и реальных дел. И она всё более обостряется. Думается, в нашем Забайкальском крае она более острая, чем та, которую поставил на недавнем заседании правительства премьер. Без создания эффективной сети потребкооперации, закупок у населения излишек продукции, говорить об эффективности «дальневосточного гектара» вообще нельзя.