Промсвязьбанк разместит менее 25 процентов акций в рамках IPO
На одном из недавних заседаний с участием глав регионов президент поручил Генпрокуратуре обратить внимание на проблему неоправданного роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Генпрокурор строго указал всем региональным прокурорам решительным образом заняться этим делом. Апрель – месяц тотальных проверок в этом направлении.
Долгий ящик намерения
Правда, в нашем регионе что-то не слышно о бурной деятельности краевой прокуратуры, хотя причин немало. Наш край, по данным компании «Finexpertiza», стал одним из лидеров по удорожанию тарифов в 2020 году, обогнал официальную инфляцию, повысив тарифы 7,1% (заметим, что рост тарифов по постановлению федерального правительства больше официальной инфляции -3,5% в прошлом году - не допускается). Похоже, и в текущем году это лидерство он упускать не собирается, поскольку в региональной службе по тарифам (РСТ) обсуждаются лишь варианты и методики повышения тарифов – в том числе и при возможном переходе расчёта по методу «альтернативной котельной». Хотя, судя по сообщениям разных источников, данный метод ещё сырой, хоть и обсуждается в федеральном правительстве, но имеет ряд серьёзных недостатков и к нему попросту не готовы в регионах.
А вот что можно было бы уже давно сделать для небогатого забайкальского жителя, но не делается? Бросается в глаза то, что благие намерения напрочь разбиваются о нашу равнодушную бюрократию, которая сначала принимает хорошие решения в данном направлении, но потом напрочь их забывает. Новые же команды губернаторов и правительств Забайкальского края, как и читинские городские власти, попросту ими не интересуются. Например, ещё несколько лет назад власти края приняли целевую программу по реформированию и модернизация жилищно-коммунального комплекса. Прошло время, но кто-нибудь о ней помнит, знает её смысл?
Хотя мы вспомнили о ней не случайно. Есть в программе изюминка, которая предусматривает введение в действие новой экономической модели в жилищно-коммунальном комплексе. По замыслу должна осуществляться передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми в настоящее время на дотирование отрасли, от коммунальных организаций непосредственно гражданам. Использование системы социальных счетов, по задумке реформаторов, позволило бы повысить прозрачность расходования бюджетных средств и усилить социальную направленность бюджетной политики. Таким образом, как предполагали реформаторы, реализация новой экономической модели позволила обеспечить надёжный режим финансирования ЖКХ, создать источники привлечения средств для его развития и, что наиболее важно, гарантировать адресность государственной помощи малообеспеченным слоям населения.
Хорошие в общем-то были идеи. Но вы никогда не задумывались, почему люди с большой опаской воспринимают идеи перехода на самоуправление в обслуживании своих домов? Объекты коммунальной инфраструктуры, сантехнические сети во многих жилых домах настолько изношены, требуют для ремонта таких больших затрат, что люди просто опасаются взваливать на свои плечи эти затраты. Ведь зачастую жильцам за свой счёт надо делать то, что десятилетиями не делали соответствующие государственные службы. В этом, очевидно, причина недавнего конфликта жителей 26 многоквартирных домов по улицам Автогенная, Красной Звезды, Июньская и Шилова с администрацией г. Читы, которые недовольны водоснабжением, но бояться монтажа внутридомой инфраструктуры.
В целом же уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры в крае составляет, по оценкам специалистов, более 60%, по многим видам и того больше. И здесь снова расчёт на кошельки граждан. Например, в названых документах говорится, что тариф для конечного потребителя должен складываться как сумма затрат всех участников процесса предоставления услуги. Хочется заметить: тот, кто написал и принял это положение, имеет смутное представление о рыночной экономике. Тариф, как и любая цена на рынке, складывается по спросу и предложению в условиях конкурентной среды. Если же допустить, что тариф будет складываться по затратам производителей услуг, то что можно ждать от таких производителей, кроме постоянного накручивания затрат? Они кровно будут заинтересованы не в снижении себестоимости, а, напротив, в повышении затратного механизма. А тарифов тем более.
О том, насколько необоснованно повышение тарифов в энергетике (а эта составляющая имеет решающее значение в услугах ЖКХ), красноречиво говорил и Владимир Путин: «Есть примеры, когда реальные акционеры сбытовых организаций неизвестны, всё спрятано в офшорах, рост прибыли от продаж электроэнергетики составляет 279% у сбытовых организаций, а дивидендные выплаты выросли на 312%». В основе всего этого – безумно завышенные тарифы для населения. Не случайно президент заявил: «Мы не можем допускать, чтобы коррупционный налог, разного рода откаты ложились на плечи потребителей и вели к многократному и ничем не обоснованному удорожанию наших строек и объектов. Да и в ЖКХ тоже цены-то растут, в том числе и по этой причине».
О взаимной любви
И вообще очень жаль, что программы и планы по ЖКХ ничего не говорят об ответственности производителя услуг перед потребителями. А ведь любовь должна бать взаимной. Вы, производители, нам - качественные услуги, мы, потребители – платим вам по рыночно установившимся на рынке услуг ценам (а не по вашим расчётам себестоимости, которые вы будете накручивать искусственно, как снежный ком).
А ведь есть где-то под спудом бумаг постановление читинских городских властей «О снижении платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги при нарушении сроков и качества их предоставления». Было утверждено также Положение о механизме снижения населению размеров платежей за жилищно-коммунальные услуги при нарушении сроков и качества их предоставления. Там есть много рационального. Например, при перебоях, нарушении сроков и качества обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами производится снижение размеров соответствующих платежей. При этом убытки от снижения платежей должны возмещаться за счёт организации, виновной в «необеспечении или некачественном обеспечении услугами. Если такое допущено по вине жилищной организации, то убытки будут возмещаться за её счёт.
Требования к коммунальным службам предъявляются самые обычные: эксплуатация лифтов должна осуществляться бесперебойно и соответствовать утверждённому режиму, холодное и горячее водоснабжение должно быть бесперебойным, круглосуточным в течение года. То же касается и водяного отопления помещений. Состав свойства воды – в соответствии с ГОСТом. В постановлении подробно расписаны и другие нормы коммунальных услуг, а также механизм возмещения за не предоставление или плохое качество услуги.
Но что сделано в этом направлении за время, прошедшее с принятия документа? Кто – нибудь о нём знает? Вряд ли. Во всяком случае, ни одного прецедента применения его на практике привести нельзя, хотя поводов для этого хоть отбавляй. Но этот документ остаётся самым «секретным» в ЖКХ, хотя и был опубликован.
Бал правит ЖКХ-потрошитель, который по-прежнему, с благословения властей, опустошает кошельки забайкальцев.