В Забайкалье перевозка лесных грузов по железной дороге снизилась на 40 процентов

Происшествия, 08:17, 18 июня 2008

У руководителей Забайкальского края бурный восторг вызвало та часть в Послании президента Федеральному собранию, где говорится о реструктуризации коммерческих и бюджетных долгов регионов, о чём, по их признанию, они мечтали давно.

Прощённая расточительность

Во вчерашнем Послании наш президент, словно Дед Мороз перед Новым годом, раздавал подарки. Бизнесу, будущим мамам, школьникам и дошколятам, образовательным учреждениям, клубам и музеям. И всё это благодаря пандемии. Но больше всех досталось региональным властям. Президент объявил, что в связи с пандемическим кризисом, он поручает серьёзно реструктурировать коммерческие и бюджетные кредиты, набранные регионами. Бурные и продолжительные аплодисменты в зале после каждого предложения президента напоминали отчаянные рукоплескания во время выступлений Генеральных секретарей в благословенные советские времена.

Допущенному в Центральный выставочный зал «Манеж» истеблишменту очень нравилось, что весь объём коммерческого долга субъекта Федерации, превышающий 25% его собственных доходов, будет замещён бюджетными кредитами со сроком погашения до 2029 года. Не остались без внимания и бюджетные кредиты, которые были выданы федеральным правительством в прошлом году для противодействия пандемии. Срок выплаты их подходил через два месяца, но президент пообещал, что они пролонгируются тоже до 2029 года.

В общем, бурные, продолжительные пандемические аплодисменты! Не успел ещё президент закончить зачитывать своё Послание, а главные чиновники нашего края уже сообщали СМИ, как та лягушка-путешественница из рассказа Гаршина, что это они, именно они уже давно это придумали, предлагали на разных уровнях и это, наконец, свершилось, что поможет перекредитовать 3,3 миллиарда рублей государственного долга Забайкальского края. Да ещё оттянуть выплату бюджетных кредитов аж до 2029 года.

Восторг наших краевых властей можно понять. На 1 апреля текущего года край просто погряз в долгах, имея 29 миллиардов государственного долга, из которых 50,3% - это кредиты, взятые в коммерческих банках. Одно только обслуживание долга обходится краю в копеечку, то есть, согласно бюджета на 2021 год, в 1 миллиард 250 миллионов рублей. Но это при плановых 26,5 миллиарда рублей долга, а, как видим, к апрелю их набрано уже на 2,5 миллиарда больше, чем закладывали в бюджет края на текущий год.

Берём чужие, а отдаём свои

Вообще склонность нашей нынешней команды губернатора Осипова к коммерческим и прочим кредитам, похоже, затмила предшествующие аппетиты прежних губернаторских бригад. Без законных вопросов здесь не обошлось. При возросшем показателе доходов бюджета в 2021 году на 10,7 миллиарда рублей по сравнению с 2020 годом, почему-то снова в бюджете предусмотрен государственный долг в размере 26,6 миллиарда, большую часть из которых намерены взять в коммерческих банках (22 миллиарда), а значит, под высокий процент.

И встаёт вопрос – что за странная позиция? Ведь госдолг надо не только погашать, но и обслуживать, платить банкам высокие проценты. Как говорится, берём чужие и на время, а отдаём свои и навсегда. Только за обслуживание (уплата процентов) в 2020 году потратили из бюджета 1,3 миллиарда рублей, в 2021 году запланировано почти столько же.

Много это или мало? Это как посмотреть. Например, на развитие сельского хозяйства края в 2021 году предусмотрено всего 1,7 миллиарда рублей, на охрану окружающей среды – около 350 миллионов, на развитие физкультуры и спорта – 857 миллионов рублей, на программу «Доступная среда» - 27 миллионов. Ну, и т.л. Так что долги, которые руководители нашего края берут в коммерческих банках и потом расплачиваются за них из общего народного кошелька, бюджета – ложатся немалым бременем на всех забайкальцев.

Кроме того, давно замечено: чем слабее экономика региона – тем больше там начальников с высокими зарплатами. Вот и у нас в крае – берём огромные кредиты в коммерческих банках под немалые проценты, а сами увеличиваем штаты управленцев и тратим на них сотни миллионов рублей из того же бюджета. Давайте напомним. В 2019 году, например, предельная штатная численность госслужащих Забайкальского края была утверждена в размере 1698 человек, а на 2021 год она увеличена до 1732 единиц. Пример раздувания штатов показывает сама администрация губернатора края. В 2016 году там было 123 госслужащих, в 2019 году – 157, а в 2021 году – уже 217 «слуг народа». При этом никакой госдолг не поможет.

Занимал много – получи меньше

Не успели наши региональные чиновники порадоваться предложениям по реструктуризации кредитов и оттягиванию погашения долгов на восемь лет, как президент через несколько абзацев охладил их эйфорию. При реструктуризации долгов регионов, сказал он, мы должны руководствоваться принципом справедливости. У одних субъектов Федерации объём накопленной коммерческой задолженности высокий, а другие, как известно, напротив, не набирали кредитов. Может получиться так, что сейчас они почувствуют себя в проигрыше. Так быть не должно, естественно, и не будет, сказал Владимир Путин. Мы поддержим именно тех, кто проводил и проводит взвешенную финансовую политику. Принцип распределения инфраструктурных кредитов будет следующим: чем меньше долгов было у региона, тем больше он сможет получить инфраструктурных кредитов. А это немалая забота любого субъекта Федерации, терять такие кредиты никому не с руки. Президент уточнил: инфраструктурные бюджетные кредиты будут выдаваться по ставке не более трёх процентов годовых и сроком погашения 15 лет. До конца 2023 года планируется выделить такие кредиты на общую сумму не менее 0,5 триллиона рублей, то есть 500 миллиардов.

Может ли Забайкальский край при таком расточительном отношении к государственному долгу, практически мотовстве бюджетных средств претендовать на инфраструктурные кредиты? Кое-что, видимо, дадут, но если будут следовать озвученному президентом принципу, то край получит по минимуму. А озвученные губернатором края и его командой триллионный инвестиции и десятки тысяч новых рабочих мест – всё это оказалось мифом, пиар-ходом, а проще говоря – ложью. У команды губернатора Осипова все надежды - на бюджетные вливания, но, как видим, они разбиваются на неуёмную показуху и страсть к коммерческим кредитам.

Озвученный в Послании принцип давать больше дешёвых бюджетных кредитов тем, кто меньше залезает в долги, не нов. Эта политика заявлена Минфином РФ ещё несколько лет назад. Он разъяснял, что новый принцип будет основан на проведённом конкурсе между регионами, реализующими наиболее эффективную экономическую политику. То есть теми, руководители которых принимают действенные меры по привлечению в регион инвестиции и увеличению местного налогового потенциала. Теперь такой принцип финансовое ведомство намерено распространить на все дотации региональным бюджетам. В Минфине РФ утверждают, что это необходимо, чтобы, с одной стороны, дать больше самостоятельности субъектам, с другой – повысить их ответственность.

Деятельность региональной власти Минфин будет оценивать по трём показателям: инвестиционной деятельности, налогообложению и объёму промышленного производства.

Кроме того, в планах Минфина реформирование и других межбюджетных трансфертов- субсидий и субвенций. Субсидии финансовое ведомство намерено постепенно заменить целевыми грантами, а все существующие субвенции планирует объединить в единую субвенцию, которая будет включать в себя все те расходы, которые возникнут у регионов в ходе процесса децентрализации власти.

В общем кому-кому, а нашей региональной власти радоваться Посланию преждевременно. Навести бы сначала порядок с госдолгом.