Профессор ЗабГУ Константинов: «Мы чужие в техническом вузе, нас там не понимают»
Почетный гражданин Читы, доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории ЗабГУ, академик гуманитарных наук, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации Михаил Константинов поделился своим мнением о педагогической системе образования, встретившись накануне профессионального праздника с учителями Читы. Об этом сообщает корреспондент «Забмедиа.ру», побывавший на встрече.
- Нынешние студенты – люди, наполовину случайно пришедшие в вуз. Они подавали заявления на разные факультеты, может быть, прошли не туда, куда хотели, и сейчас они с трудом соображают, как им изучать историю. Это большая беда. Другая часть студентов – со слабой подготовкой. Но есть еще один особый момент. Беда в том, что наше российское министерство образования и науки ведет безобразную политику в отношении педагогических наук. Мало того, что нас присоединили к техническому вузу, что совершенно неверно - мы там чужие, нас там никто не понимает, и мы вынуждены защищать свои позиции. Главное то, что теперь по педагогической системе образования студенты-историки первого курса изучают все, что угодно, но только не историю. Психология, информатика, иностранный язык, математика, педагогика - причем, студенты нашего факультета на этих предметах сидят в больших потоках вместе со спортфаковцами и физматовцами. Школьные курсы повторяют. А потом им еще ставят четвертки и пятерки ни за что, - рассказал Константинов.
По словам профессора ЗабГУ, «на историю, археологию и древний мир студенты приходят только на второй курс».
- При этом считают, что им и тут наставят таких же хороших оценок. И мы их в первую зимнюю сессию приводим в чувство, пока они не упрутся и не увидят, что никто «автомат» им не поставит. Первый экзамен у меня сдают пять человек из пятидесяти, хотя я не злодей. В итоге они все сдают – через месяц, два, три, к маю, к лету, но сдадут. Нынешние студенты ничего не помнят – скажут пять предложений, даже меньше, чем в учебнике пятого класса, и считают, что выложились полностью. За первый курс они даже школьные знания забывают. Вот эту систему придумал наш министр, которому дела нет до педагогического образования, а оно загублено. Только опыт преподавательский заставляет его держать на определенном уровне, - пояснил Михаил Константинов.
Он считает, что первый год обучения у студентов отнят.
- Бакалавриат – это то ли полное высшее, то ли неполное – никто не знает. А в магистратуру только пять человек из пятидесяти пойдет на бюджетную основу, остальные должны платить по 60-80 тысяч рублей. Это неправильно. Я за специалитет, за то, чтобы пять лет учили, причем, с первого курса, с первой лекции. Я за то, чтобы были практики всех видов – и археологическая, и архивная, и музейная. А они урезаны. Поэтому педагогическое образование сейчас в загоне, а контингент студентов очень слабый. Может быть, к четвертому курсу мы их приведем в порядок, заставим учиться, интерес пробудим, но в полной мере это не получится. Так что тревоги большие. Мне доводилось бывать в Российской академии образования, они полностью поддакивают министерству, может быть, со временем опомнятся, но пока это не удается, - считает доктор исторических наук.