В Чите прошел первый чемпионат края по стрельбе из лука
При обсуждении проекта краевого бюджета на 2022 и два последующих года в комитетах Законодательного собрания края, как, впрочем, и на общественных слушаниях, почему-то никто не заметил одну странность: бюджет год от года становится больше, а вместе с ним растёт и государственная задолженность. Между тем это становится опасным явлением…
Будем грешить и каяться
Проблема-то немалая. Совсем недавно, когда проект бюджета уже был свёрстан краевым Минфином и представлен на обсуждение общественности и депутатов Заксобрания края, Центральный Банк России (ЦБ) объявил об увеличении ключевой ставки с 4,25% до 7,5%. Более того, ЦБ допустил дальнейшее ужесточение кредитно-денежной политики, то есть надо ждать ещё большее увеличение ключевой ставки. Ну, а это означает, что кредиты коммерческих банков станут значительно дороже. А поскольку наш региональный Минфин не только не снижает, а год от года наращивает госдолг, где кредиты коммерческих банков составляют немалую долю, то это будет ложиться всё большим бременем на бюджет, и в результате придётся отвлекать более значительные средства на обслуживание и погашение не только дешёвых бюджетных, но и дорожающих коммерческих кредитов.
Сейчас, в связи с резким увеличением ключевой ставки ЦБ, можно уверенно говорить, что суммы, заложенные в проекте бюджета, надо пересчитывать в сторону значительного увеличения. Динамика госдолга такова: на 1 октября текущего года госдолг составлял 29,2 миллиарда рублей, на начало следующего года планируется в размере 31,9 миллиарда, к 1 января 2023 – 34,5 миллиарда, к началу 2024 года – 36,9 миллиарда, к январю 2025 года он должен вырасти до 37,1 миллиарда. Ясно, что только обслуживание его обойдётся в копеечку. На обслуживание этого долга в 2021 году из бюджета планировалось потратить 1 миллиард 250 миллионов рублей, в 2022 году - 1 миллиард 616 миллионов, в 2023 году – 1 миллиард 685 миллионов. Суммы на это в проекте бюджета, по всей вероятности, заложены по старой ключевой ставке ЦБ – 4,25%, плюс некий процент коммерческих банков-кредиторов, но теперь их придётся пересчитывать. А ведь надо ещё погашать и сами кредиты.
Что значит на этом фоне положения Основных направлений государственной долговой политики, разработанных Минфином Забайкальского края, где сказано о «взвешенной долговой политике края», то есть рациональном использовании этого механизма. Рациональность, согласно документа, заключается в том, чтобы брать коммерческие кредиты по ключевой ставке ЦБ плюс 1%. Но вот ключевая ставка ЦБ подпрыгнула, и вся «взвешенность» в долговой политике обратилась в кредитные риски. А ведь коммерческие кредиты – это немалая доля всех кредитов, набранных Минфином края. В том же упомянутом документе говориться, что на начало текущего года, госдолг Забайкальского края был представлен на 51,1% коммерческими кредитами и на 49,9% - бюджетными кредитами из федерального бюджета.
Правда, депутаты и финансисты нашего края, начиная с 2017 года всё время бьют в колокола и с тревогой говорят о крайней закредитованности региона. И федеральное правительство не раз шло навстречу, предоставляя миллиардные бюджетные кредиты под символический процент. Но получив их, погасив за счёт них часть дорогих коммерческих кредитов, наши финансисты с ещё большим энтузиазмом снова набирают дорогие коммерческие кредиты, несмотря на то, что объёмы бюджета растут. Вот и в 2020 году в результате настойчивых просьб федеральное правительство выделило краю бюджетный кредит, а также реструктурировало прежние бюджетные кредиты, что позволило высвободить почти 1,5 миллиарда рублей.
Что же мы видим дальше? Может быть, долговая политика стала более взвешенной, чем декларируется. Вряд ли. Если даже не брать в расчёт повышение ключевой ставки ЦБ, а значит и удорожание кредитов коммерческих банков, то увидим снова ту же картину, которая складывалась все последние годы.
Вот расчёты регионального Минфина верхнего предела госдолга. На 2022 год госдолг края планируется в размере 34,5 миллиарда, из которого дорогие кредиты коммерческих банков составят 17,7 миллиарда рублей, а дешёвые бюджетные – 16,8 миллиарда. В 2023 году пропорция не изменится: из 36,9 миллиарда общих кредитов, коммерческие составят 18,9 миллиардов, а бюджетные – 18 миллиардов. И, наконец, в 2024 году общий объём кредитов увеличивается до 37,1 миллиарда рублей, из которых коммерческие кредиты составят 20 миллиардов, а бюджетные – 17,1 миллиард.
Как видим, наши финансисты снова идут по пути закредитованности краевого бюджета, надеясь на будущую милость федерального центра. Поплачем, в Москве тоже прослезятся и дадут дешёвый бюджетный кредит и реструктурируют долг.
Всё это напоминает тургеневскую даму, которая говорила: «А я буду грешить и каяться, грешить и каяться…».
Фундамент проседает
Как видим, внутренний госдолг края даже при прежней ключевой ставке заточен на значительный вырост, где коммерческие кредиты составляют больше половины. Но почему такая динамика? Ответ на поверхности: просто экономика края, несмотря на беспрецедентные обещания бригады Осипова по резкому развитию края за счёт ТОРов и триллионных инвестиций, по-прежнему деградирует. Снижается валовый региональный продукт, в 2020 году промышленное производства в целом упало на 2,4% к предыдущему году, на 3,5% уменьшилась добыча полезных ископаемых, индекс производства продукции сельского хозяйства составил 99,1%.
В то же время и на конец 2021 года, и на 2022 год прогноз социально-экономического развития Забайкальского края составлен, как всегда, более чем оптимистично. И консервативный, и базовый вариант развития экономики предусматривает рост по всем отраслям и социальным показателям. Анализировать это бесполезно, поскольку мы сталкиваемся с таким явлением ежегодно, но вот когда подводятся реальные итоги – всё это мало соответствует реалиям. А ведь бюджет черпает свои силы, прежде всего, из экономики. Но в нашем регионе, как видим, вся надежда на займы в кредитных организациях и на милость федерального центра, который до конца упасть не даст.
А может быть, поменять приоритеты?