Дети из лагеря «Чайка» идут на поправку

Общество, 11:35, 24 июня 2008

До Забайкальского края долетела очередная антисенсация: заместитель Генерального прокурора РФ Дмитрий Демешин сообщил, что в восьми ТОРах Дальневосточного федерального округа, в том числе и «Забайкалье», в текущем году привлечено лишь три новых резидента с суммой инвестиций в размере 600 миллионов рублей из-за необеспеченности необходимой инфраструктурой и земельными участками.

Выбор резидентов

Дмитрий Демешин сделал это неожиданное для нас, забайкальцев, заявление на заседании межведомственной рабочей группы по работе территорий социально-экономического развития в дальневосточных регионах. В частности, он отметил, что эта задача является национальным приоритетом всех уполномоченных органов и, прежде всего, руководителей регионов. В большинстве регионов ДФО, где созданы территории опережающего развития, есть рост числа резидентов - с 470 до 537, а также увеличение объёма инвестиций за год на 20 %, который составляет почти 4,5 триллиона рублей, - отметил Дмитрий Демешин.

Однако инвестиции почему-то текут мимо Забайкальского края. Вот факт: в восьми территориях опережающего развития, в том числе и в ТОР «Забайкалье», никакого опережения нет, а есть застой, то есть с 2018 года наблюдается существенное снижение темпов привлечения инвестиций. Прокурор не уточнил, сколько приходится инвестиций на каждую из восьми депрессивных территорий в текущем году, но легко подсчитать – в среднем всего по 75 миллионов рублей.

Неожиданным для забайкальцев этот вывод прокурора является потому, что как раз, начиная с 2018 года новая бригада губернатора Александра Осипова заявляла о спланированных 1,6 триллиона инвестиций. Напомним, в частности, что в ноябре 2018 года в Агентстве Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта был одобрен план социально-экономического развития Забайкальского края. Тогда же генеральный директор этой организации Леонид Петухов с большой уверенностью сказал: «Мы видим возможности в Забайкальском крае для привлечения инвесторов в сферу недропользования, развития сельского хозяйства, лесопромышленного комплекса… В настоящий момент в Забайкалье проводится работа по оценке земель и постановке их на кадастровый учёт».

А чуть раньше Александр Осипов во время визита в край полномочного представителя президента в ДФО Юрия Трутнева уверенно говорил: «Инвестиционная потребность намеченных нами проектов составляет 1,6 триллиона рублей. В результате их реализации будет создано 53 тысячи рабочих мест, на 12 миллиардов рублей увеличится собственная налоговая база края».

Но вот позади три года, и главной причиной существенного снижения темпов привлечения резидентов, в том числе и в ТОР «Забайкалье», зам Генерального прокурора Дмитрий Демешин сегодня называет длительное необеспечение резидентов необходимой инфраструктурой и земельными участками. Массово не выполняются мероприятия по строительству коммуникаций для резидентов – внутриплощадных коммунальных сетей, котельных, производственно-административных зданий. «Недопустимо предоставление резидентам земельных участков без фактической возможности подключения к инженерным коммуникациям, а также в отсутствие дорожной сети», - сказал Демешин. Кроме того, в Забайкальском крае имеется задолженность заказчиков перед предпринимателями, а также перед бюджетными организациями в сумме 268 миллионов рублей.

Демешин поручил прокурорам на местах во взаимодействии с контрольно-надзорными органами инициировать комплексные проверки полноты и качества выполненных подрядчиками работ по проектированию и возведению инфраструктуры ТОР, законности получения ими бюджетных средств в рамках исполнения контрактов.

Много слов, мало дела

Вспомним, с каких многообещающих заявлений губернатора Осипова и его команды всё начиналось. И надежд, в связи с созданием в Забайкальском крае территории опережающего развития и с вхождением его в Дальневосточный федеральный округ, у населения региона было немало. Александр Осипов не жалел красок, говоря о потенциале ТОРов, подчёркивая, что «теперь и в Забайкальском крае, используя экономические механизмы ТОРов, возможно в ближайшей перспективе создать хорошие рабочие места, чтобы люди были уверены в будущем, а предприятия, на которых они будут трудится, были крепкими и конкурентоспособными». По заявлению губернатора, сделанного ещё в 2018 году, в первые два года в крае планировалось запустить в эксплуатацию Урунгойское месторождение металлических руд, золотодобывающее предприятие на севере края. Обещано было в течение двух лет осуществить создание полигона и строительство мусоросортировочного комплекса глубокой переработки отходов и производства вторичного сырья. Кроме того, много было сказано о предстоящем создании цехов по выпуску кондитерской, хлебопекарной, мясной, рыбной и прочей пищевой продукции в Чите и крае. Хорошие обещания, только вот реализации этих обещаний не видно.

Вчерне были намечены и площадки, на которых намечалось создание локальных ТОРов. Первая перспективная территория - это «Северное Забайкалье», где реализуются два крупных проекта - по освоению Апсатского каменноугольного месторождения и Удоканского месторождения меди. Вторая - так называемый, промышленный парк «Кадалинский» в Чите. Его направления - это малое и среднее предпринимательство и логистика. Третья площадка по плану должна была объединить несколько районов с ориентацией на переработку сельскохозяйственной продукции. Пока, кроме Удоканского месторождения, где работы давно ведёт компания «Удоканская медь», мало что слышно о других проектах. Хотя ещё три года назад Александр Осипов не раз говорил, что многие инвестпроекты уже утверждены в правительстве РФ, а всего их заявлено на 1,5 триллиона рублей.

Сегодня, после резкой критики Забайкальского края в Генеральной прокуратуре по снижению темпов привлечения инвесторов и мизерных сумм инвестиций приходится вспомнить и то, что говорили ещё более двух лет назад и руководители нашего края, и депутаты Федерального собрания. Как выразился тогда сенатор Баир Жамсуев, в случае плохой реализации возможностей ТОРов может быть подорвана экономика региона, а одним из рисков может стать в целом ухудшение имиджа данного механизма.

Добавим к этому, что на глазах в результате отмеченных Генпрокуратурой провалов действительно рушится народное доверие в такой механизм как ТОРы. И если ежегодно привлекать в экономику края по 75 миллионов рублей инвестиций, то сколько лет потребуется, чтобы обеспечить заявленные инвестиции в размере 1,6 триллиона рублей и создать в крае более 50 тысяч рабочих мест?

Нет ничего губительнее для власти, чем их высокие слова и радужные обещания, не подкреплённые делом.