В России ограничат расходы бюджета для снижения инфляции

Экономика, 09:14, 25 июня 2008

Не успели забайкальцы оправиться от сокрушительных летних потопов, как в конце ноября, как говорится, опять-двадцать пять. На поверхность начали выходить грунтовые воды, стремительно сковывая льдом улицы, участки и дома. Так большой забайкальский потоп плавно перешёл в ледниковый период.

Первыми в редакцию портала Zab.ru обратились жители Сретенска, когда один из домов подвергся атаке стихии. Дальше – больше, и вся улица Кочеткова покрылась коркой льда, которая захватила и окрестные дома. Аналогичные случаи стали происходить в селе Кокуй Сретенского района, в селе Новокургатай Акшинского района, в Шелопугинском, Оловянинском и Чернышевском районах. Стихия застала врасплох как жителей, так и администрации затопленных населённых пунктов. В беседе с корреспондентом портала Zab.ru специалист в области геологии одного из читинских НИИ Марат Усманов рассказал о природе данного стихийного бедствия, как к нему готовиться и как не допустить повторения бедствий.

1 / 3

- Почему такого рода подтопления случаются, и какие у них есть природные и антропогенные факторы?

- Прежде всего, у нас в Забайкалье существуют десятилетние, тридцатилетние и столетние циклы обводнённости. Если вы обратили внимание, последние годы в крае были очень засушливые. Как следствие, попересыхали болота и старицы, люди позабыли о наледях и начали брать участки на так называемых «бэд лэндах». И теперь наступил природный цикл увеличения вод, который продлится до 2027 года. Затем, скорее всего, наступит засушливый цикл. Это природный фактор. Антропогенное воздействие тоже присутствует. Это неграмотные гидротехнические сооружения. Допустим, построили мост, а вода, вместо того, чтоб уходить под него, пошла на жилые участки. Или, например, имеются какие-то хвостохранилища или золоотвалы, где неправильно сделана гидроизоляция их основания. Из-за этого тоже может происходить утечка воды. А когда антропогенные и природные факторы встречаются, то ситуация получается катастрофическая.

Георгий Граубин, отрывок из книги «Четырёхэтажная тайга»: Однажды, в конце зимы, колоссальный взрыв потряс берега Онона. Трехтонные глыбы льда поднялись в воздух и упали далеко в стороне. Хлынувшая из-под земли вода пошла по льду реки и разлилась на несколько километров. Впечатление было такое, словно взорвалась крупная авиабомба. Воронка была глубиной четыре метра и в диаметре почти пять. Хорошо еще, что никто не пострадал при взрыве: людей поблизости не было. А через год на станции Уруша произошла настоящая катастрофа. Взорвался лед в огромном ящике, из которого летом заправляют вагоны-холодильники. Многотонные глыбы отбросило на десятки метров, сильно повредив железнодорожные пути. Если бы в это время проходил поезд, крушение было бы неминуемо. Никто не закладывал в ледяной ящик, в бугры и курганы взрывчатку. Никто не поджигал бикфордового шнура. В страшных, таинственных взрывах виновны только наши морозы и вечная мерзлота, которая и сегодня немало вредит людям.

- Можно ли по каким-либо признакам определить, находится ли та или иная территория в зоне риска затопления?

- Конечно. Например, старичное русло – его же всегда видно, пусть оно и занесённое, и всё равно понятно, что когда-то здесь текла река. Соответственно, велика вероятность, что когда вода поднимется, она пойдёт в это русло. Или когда повысится водность, там будет заболачивание. Опять же, когда приобретаете участок, надо смотреть, насколько высоко он находится от реки. Также надо смотреть на растительность – даже в засушливый год болотные участки отличаются обилием травы и прочей растущей зелени. А вообще, было бы неплохо обратиться к местным старожилам, чтобы они рассказали историю этого участка – если тут была когда-то вода, то в какой-то момент она всё равно выйдет. Соответственно, на этом месте брать участок ни в коем случае нельзя.

1 / 3

- А вырубка лесов влияет на выход грунтовых вод?

- Это сказывается по-разному. Например, где долина, там получается сухо. А когда вырубают деревья на сопках, то дождевая вода не задерживается корневой системой леса, вода просто скатывается вниз.

- Как можно оценить риск затопления?

- Ко всему надо подходить системно. Для начала нужно производить на участках различные изучения: инженерно-геологические свойства грунтов, гидрогеологию, гидрофизику. Также можно сделать съёмку с помощью квадрокоптера с целью изучения местности. Затем на основании полученных данных проектировщики должны составить проекты по необходимым сооружениям. И только затем строители должны приступать к постройке сооружений под надзором специальных комиссий, чтобы выполненные работы не отходили от проекта. А в конце уже комиссия должна принять готовый проект.

Георгий Граубин, отрывок из книги «Четырёхэтажная тайга»: Вечная мерзлота вредит буквально всем: и дорожникам, и строителям, и лесорубам. Вот какие диверсионные акты успела она совершить в нашем крае всего за несколько десятков лет. На той же станции Уруша, где взорвался ледяной склад, был построен жилой дом. Под этим домом, глубоко в земле бежал своей дорогой крохотный подземный ручеек, о котором никто не знал. Где-то за поселком он выбивалея на поверхность. А под ручейком непробиваемой броней лежала вечная мерзлота. Зимой земля тоже сверху замерзла. И ручеек стал метаться в поисках выхода. Ведь та щелка, через которую он пробивался наверх, была проморожена. И вдруг он наткнулся на новый дом — земля под ним не замерзла, и ее можно было легче пробить. Собрав все силы, ручеек стремительно ворвался в дом и затопил его в несколько минут. Дом, конечно, пришлось покинуть. А через месяц он был забит льдом до потолка: вода все прибывала и тут же замерзала. На станции Дарасун крохотный ручеек тоже пробился однажды под новый дом. Но дорогу ему загородила русская печь. И он взорвал ее так же, как взрывает ледяные бугры. Хозяева не успели вытащить даже самые необходимые вещи. Слишком уж стремительно ворвалась в дом вода и, выдавив стекла, стала выливаться на улицу. Точно такое же было и в поселке Ульзутуево. Сильный взрыв раздался в одном из домов среди бела дня, русская печь развалилась на глазах. Было это в разгар войны, и можно только предполагать, что подумали хозяева в первые минуты. У наших соседей — бурят — в одном селе ручеек таким же образом затопил как-то новую школу. Через несколько недель здание обмерзло сверху и с боков и превратилось в ледяной бугор. Пришлось детишкам заниматься в другом помещении.

- Есть ли способы не допустить затопление, если такой риск имеется?

- В первую очередь, надо обращаться к специалистам. Но какие-то сооружения, конечно, можно сделать самостоятельно. Например, в прошлый период водности в Каштаке люди прокопали дренажную канаву вдоль всего поселения, вывели её в реку, и канава прекрасно дренировала. Но лучше обращаться к тем, кто понимает и могут посоветовать, как и что делать. Главное – делать всё по уму.

- Что делать, если затопление всё-таки началось?

- Надо отсыпать дамбы, копать канавы – это понятно. Вообще, в идеале, чтобы нормально ко всему подготовиться, администрации и прочим надо начинать готовиться заблаговременно. К примеру, к весенним паводкам надо готовиться с осени, чтобы потом в авральном режиме разбирать последствия потопа. На предприятиях можно заранее пробурить водопонижающие скважины, откачивать воду и сбрасывать в водоёмы. Или по примеру аэропорта – построить систему пассивного водоудаления, чтобы вода из скважин по галереям могла уходить. Опять же, ко всему надо готовиться заблаговременно, прорабатывать проекты и реализовывать, не дожидаясь беды.