10 лет назад появился «Windows-98»
Федерация независимых профсоюзов России выступила с предложением ежегодно увеличивать соотношение минимального размера оплаты труда (МРОТ) и медианной зарплаты на 1%, но ряд работодателей тарифных компаний выступили решительно против. Они считают, что это ускорит инфляцию и спровоцирует повышение тарифов.
Тарифный шантаж
Чтобы не запутать читателя, сразу внесём ясность, что такое сегодня новое для нас понятие – медианная зарплата. Если раньше прожиточный минимум был привязан к стоимости потребительской корзины, то с 2021 года – к так называемому медианному доходу, который делит людей пополам: половина имеет больше доход и другая половина – меньше. На ближайшие 5 лет черта бедности (потребительский минимум) установлена в 42% от медианного дохода. Вот профсоюзы и предложили Министерству труда и социальной защиты РФ довести этот уровень до 50%, ежегодно повышая на 1%, поскольку, во-первых, инфляция у нас стремится вверх, цены почти на все товары и продукты растут, а, во-вторых, и медианный доход у нас не так уж велик и половина от него – деньги не большие. У нас в Забайкальском крае МРОТ составляет в среднем 13613,3 рубля, а для работающего населения – 14146 рублей.
Что тут плохого и странного, с точки зрения крупных тарифообразующих компаний? Заметим, что недавно и президент страны дал правительству задание повысить МРОТ на 8% вместо 6,4%, как было заложено в бюджет ранее, учитывая, как раз более быстрые темпы инфляции, чем планировалось на 2021 год.
Против президента не пойдёшь, ясное дело, а вот против профсоюзов ряд тарифообразующих компаний дружно пошли в атаку. Основным аргументом бизнеса был выдвинут риск повышения тарифов, а также ускорение инфляции. В частности, такую позицию высказали представители РЖД и объединения работодателей в сфере энергетики «ЭРА России». Проще говоря, они заявляют, что если будет расти зарплата работников, то это вызовет необходимость повышать тарифы, что не выгодно никому. Такой вот получается «аргументированный» шантаж и профсоюзам, и всему обществу.
Странно это. Сегодня МРОТ ни в этих компаниях, и в других почти никто не получает, минимальная зарплата всё равно выше, хотя, конечно, МРОТ влияет на ряд социальных выплат. И кто бы выступал против повышения и так небольших зарплата населения за счёт повышения медианны. Это самые богатые компании, вернее их руководители, работодатели. Вот у нас в Забайкальском крае при среднем уровне 47,8 тысячи рублей зарплата на железной дороге, в сфере информатики и связи, в финансовом секторе значительно больше среднего уровня. А если говорить о работодателях в этих сферах, то она составляет сотни тысяч, а иногда и более миллиона рублей в месяц. И вот эти люди стали шантажировать всё общество, что поднимут и так уже заоблачные тарифы и на энергетику, и на железнодорожные перевозки и проч., если Минтруд с подачи профсоюзов будет по 1% в год поднимать размер минимальной оплаты труда.
Лукавство монополистов
- Энергетики лукавят, – считает замдиректора Сообщества потребителей энергии Валерий Дзюбенко. – Рост расходов на оплату труда, конечно, будет оказывать влияние, но наряду с оплатой труда в расчете энерготарифов присутствуют и другие расходные статьи, которые можно оптимизировать для сдерживания тарифного роста.
По его словам, запас финансовой прочности у регулируемых энергокомпаний есть: например, чистая прибыль ПАО «Россети» без учета переоценки финансовых вложений, согласно отчетности компании, составила 12,4 миллиарда рублей в 2020 г. и 37,4 миллиарда годом ранее. А на счетах генерирующих компаний, для которых тарифицируется поставка тепла и частично электроэнергии и мощности, по итогам 2020 года, по данным Центра финансовых расчетов (АО «ЦФР»), скопилось около 1,032 триллиона рублей. в виде денежных средств и краткосрочных финансовых вложений.
Среди причин возражения, о которых говорил представитель РЖД – возможный рост тарифов на перевозки и увеличение финансовой нагрузки на госкомпании. Доведение ¬МРОТ до 50% от медианной зарплаты приведет к дополнительным расходам на фонд оплаты труда работников РЖД в размере 40 миллиардов рублей в год. Но эксперты утверждают, что повышение медианной зарплаты не скажется на расходах компаний на фонд зарплаты, поскольку минимальный размер зарплаты и сегодня намного выше медианны.
Спор в Минтруде с участием профсоюзов и тарифообразующих компаний продолжается, каждый настаивает на своей правоте. Но нам здесь, в Забайкальском крае, хорошо известно, что если ставить во главу угла интересы коммерческих компаний, а не населения, то богатые станут ещё богаче, а бедные – беднее. В структуре расходов населения на электроэнергию, коммунальную сферу, транспортные расходы и прочие тарифы велики. А доходы весьма скромные. До сих пор, например, по данным Забайкалкрайстата, у нас в крае среднедушевой доход в месяц в размере 7000 рублей имеют 3,5% населения, от 7000 до 10000 рублей – 7,2%, от 10 000 до 14 000 рублей – 13,2%, от 14000 до 19000 рублей – 17,3%. Сегодня, при галопирующем росте цен, эти суммы назвать удовлетворительными никак нельзя. Только 7,1% населения имеет доход в размере от 45000 до 60000 рублей в месяц. А свыше 60000 рублей дохода имеют только 5,4%. Поэтому инициатива профсоюзов хоть как-то повлиять на повышение доходов населения за счёт повышения минимальной зарплаты должна приветствоваться, но, как видим, встречает резкое сопротивление ряда коммерческих тарифообразующих организаций, вернее, их руководителей, то есть работодателей, которые устанавливают себе зарплату в баснословных размерах.
Будем следить: кто же окажется сильнее – те, кто отстаивает интересы простых людей или те, кто заботится только о своём кармане.