«Сядешь и просто нажимаешь на педаль…»
31 июля из Читы стартовал самый сложный и длинный отрезок шоссейной велогонки Red Bull Trans-Siberian Extreme - около 1,4 тысячи километров до Свободного. 6 августа многоэтапная велогонка финишировала во Владивостоке. 10 участников за 23 дня преодолели 9,2 тысячи километров при средней скорости около 30 километров в час. Мировой рекорд! Победителями в категории «двойки» стали россияне Михаил Игнатьев и Иван Ковалев, а в категории «одиночный заезд» первое место занял бельгиец Кристоф Аллегарт.
По пыльным улицам Читы
«Ли-са-пед» - именно так я называла велосипед в детстве. Но не было его у меня никогда. Даже трехколесного. Не знаю, почему. Скорее, потому что жили мы очень скромно, как, впрочем, и многие мои сверстники поколения шестидесятых: подростковый велосипед стоил в 1961 году 39 рублей, мама же на службе получала лишь 70, а вечерами подрабатывала, набирая на машинке тексты рассказов будущих забайкальских писателей…
А когда в нашем городе появился первый велосипед?
«Велосипедная езда стала развиваться заметно в последние два-три года. Сборов с велосипедов не установлено, но предполагается установить», - писал в 1907 году межевой инженер Алексей Иванович Попов в своем первом путеводителе «Город Чита». То есть, можно предположить, что первые велосипеды появились несколько раньше, а вот увлечение этим видом спорта и отдыха началось в 1904-1905 годах. Был, правда, сдерживающий фактор: автор путеводителя сокрушался, что велосипедной езде «сильно мешают пески и рытвины на улицах».
Известно, что в 1906 году талантливый механик-самоучка Иван Виноградов совершил велопробег от Иркутска до Читы.
Несколько слов об этом удивительном человеке. Он родился в Белоруссии в бедной многодетной семье, еще подростком пошел учеником в механическую мастерскую, а уже через несколько работал самостоятельно. Старшие братья разъехались в поисках лучшей доли, за ними и Иван – сначала в Иркутск, а потом в Читу, где его брат содержал ремонтную мастерскую. Здесь он быстро прославился своими золотыми руками, мастерски ремонтируя велосипеды и мотоциклы, то есть чрезвычайно редкую для тех времен технику. Не только ремонтировал, сам гонял. Постепенно его интересы распространились и на авиацию. И 29 августа 1910 года впервые за всю историю Забайкалья читинский пилот-самоучка Иван Николаевич Виноградов поднял в небо над Читой самолет французского производства «Блерио».
Но вернемся к нашим велосипедам. В 1908 впервые в Чите прошли первые велогонки. Правда, циклодрома в нашем городе не было, и поэтому мероприятие состоялось на городском ипподроме. Зато, например, в Харбине циклодром был. И в 1909 году «Забайкальская новь» обрадовала спортсменов следующим объявлением.
Вызов велосипедистам
Харбинские велосипедисты, выстроив в Харбине циклодром, вызывают читинских и иркутских велосипедистов принять участие в чемпионате велосипедной езды, начинающемся 20 сентября и продолжающемся и в следующие праздничные дни. Помимо велосипедных состязаний на харбинском ипподроме происходят состязания в беге, бросании дисков и французской борьбе. Но на эти состязания приглашения от харбинских спортсменов иногородним пока нет.
«Забайкальская новь», 20 сентября 1909 г.
Неизвестно, приняли участие наши земляки в том чемпионате и стали ли призерами, но, если приняли, то это было их первое крупное состязание. А потому стоит запомнить эту дату - 20 сентября 1909 года.
Кстати
Сведения о развитии обществ велосипедистов в России освещали выходившие в конце ХIХ века журналы «Велосипедист» и «Циклист» в Москве и «Велосипед» и «Самокат» в Петербурге. А журналом «Велосипед» началась подготовка к созданию первого в России объединения велосипедистов-туристов. Так появилось Российское общество велосипедистов-туристов, имевшее и второе, заимствованное с запада, название – Русский туринг-клуб. Его основной целью было «...содействовать развитию туризма вообще и туризма велосипедного в частности» (Устав Общества велосипедистов-туристов, 1899 г.)
«Велик» дороже лошади
По данным городской Думы в 1911 году в Чите насчитывалось свыше 300 велосипедов. Это на 50 тысяч населения! А что делать? Предки наши жили небогато.
Сколько стоил, например, изящный, с узкой кареткой, легкий дамский велосипед фабрики «Дукс», видно на рекламе тех лет.
Двести рублей! А «двухместка», которая, «удобна для дамы и мущины или для двух мущин», уже 275 рублей!
Это в Москве, а до Читы его еще и довезти надо! Цены велосипедов фабрики «Россия» колебались от 130 до 200 рублей, многоместки стоили до 450, а безцепная модель - 225 рублей. Одна задняя втулка со свободным ходом и автоматическим тормозом для такого велосипеда обходилась в 15 рублей. А 15 рублей, между прочим, в Российской империи - средняя зарплата работников фабрик, заводов и служащих младших чинов.
Еще несколько цифр для сравнения. Килограмм пшеничной муки тогда стоил 24 копейки, за кило кускового сахара просили 25 копеек, за килограмм тульского пряника – 80. Так же, как пряники, стоила парная курица и килограмм семги. При этом за выходную рубаху надо было отдать три рубля, за яловые сапоги – пять, за гармонь – восемь. А хороший конь, на котором и перед людьми было показаться не стыдно, стоил 150 рублей. Дешевле велосипеда!
В подшивке «Забайкальской нови» за 1913 год мне встретилось такое объявление.
Славянский магазин А.Е. Духай
Получен первый транспорт особо прочных велосипедов «Мотив». Цены соответствуют цене прочих имеющихся в нашем магазине товаров. Модель 1 легко-дорожный велосипед с свободным ходом, автоматической педалью и ручными тормозами самой лучшей работы в зависимости от отделки от 78 руб. 85 к.
«Забайкальская новь», 21 апреля 1913 г.
Мне не удалось найти никакой информации об этой марке, но для забайкальского бездорожья «особо прочные» велосипеды с красивым названием «Мотив», наверное, особенно подходили.
Не могу отказать себе в удовольствии рассказать о «продавце велосипедов» - Андрее Егоровиче Духае. На самом деле это Анджей Грегор Духай, чех и подданный Австро-Венгрии, который, отбыв наказание в Нерчинских рудниках за покушение на жизнь русского посланника в Праге, приехал в Читу, удачно женился на дочери богатого казака Титовской станицы и открыл лавку. Дело у него пошло в гору, и скоро купец II гильдии купил земельный участок между Амурской, Нерчинской и Ононской улицами, где построил комплекс из четырех каменных зданий – доходный дом Духая. Сам Духай и его сыновья имели здесь магазин «Славянских товаров» с годовым оборотом до 100 тысяч рублей.
Как писал в «Старой Чите» краевед Владимир Лобанов, бывший австро-венгерский подданный торговал при царе, при временном правительстве, при советской власти, при атамане Семенове, при ДВР и вновь при советской власти, никуда не эмигрировал и проживал в Чите до середины 1920-х годов.
Конечно, велосипед в доходном доме Духая по тем временам – тоже дорогая штучка! Но зато, какое удовольствие! На тех дореволюционных агрегатах читинские пацаны гоняли и в годы гражданской войны, и в столице ДВР, и в первое советское десятилетие...
Ударим велопробегом по бездорожью?
Между прочим, сто лет назад велосипеды в Чите впервые были использованы для рекламы. «Сегодня, - писала «Забайкальская новь» 5 июля 1914 года, - группа местных велосипедистов устраивает езду на велосипедах по улицам города с рекламами, содержание которых - призыв жителей жертвовать на постройку народного дома в г. Чите».
А девяносто лет назад велосипедов в нашем городе стало настолько много, что в «Забрабе» стали появляться следующие тексты.
Нужно произвести учет велосипедистов
За последнее время в городе замечается оживленная езда на велосипедах. Велосипеды катят с бешеной скоростью по тротуарам, налетают на народ, на детей (в особенности на окраинах). Необходимо произвести учет велосипедов, занумеровать их и издать положение о езде в городе.
«Забайкальский рабочий», 1 июля 1924 г.
В 1927 году в Чите состоялся велопробег от площади Свободы (бывшая Атаманская) до Верх-Читы и обратно, в нем приняли участие 16 человек. Тогда же на стадионе профсоюзов за Ингодой был оборудован велотрек простейшего типа и организована велосекция, члены которой прошли на велосипедах по бездорожью до Иркутска за 10 дней!
На Всесоюзной спартакиаде в Москве, состоявшейся в 1928 году, в составе команды Дальнего Востока участвовали и читинские велосипедисты. Через десять лет, в 1938-м, была проведена «звездная» велосипедная эстафета из пяти пунктов Читинской области до Читы...
Среди участников этого школьного велопробега моя будущая свекровь Людмила Дудкина, обладательница великолепного немецкого «Диаманта». Чита, 1951 г.
Вот объявление из недавних, опубликованных на сайте «Забмедиа»:
«По благословению митрополита Читинского и Петровск-Забайкальского Владимира 9 августа в 12:00 в Чите состоится II молодежный велопробег, посвященный 1000-летию со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира.
Маршрут велопробега: Казанский кафедральный собор – часовня св. Георгия Победоносца – район школы №17 – Угдан – Поклонный Крест, установленный 28 июня 2010 года по случаю Дня Крещения Руси и памяти святого князя Владимира. Приглашаются все желающие».
А в сентябре состоятся межрегиональные соревнования «Золотая осень».
По «коням»?