Лекарь царской семьи

Общество, 10:41, 25 ноября 2009

Более полутора месяцев продолжается голосование в проектах "Великие люди Забайкалья" и "Семь чудес Забайкалья". За это время посетители сайта информационного агентства "Забмедиа", а также читатели "Экстры" смогли ознакомиться со многими известными персоналиями, оставившими свой след в истории края, и рядом известных мест нашей малой Родины.

В этом номере газеты хотелось бы рассказать о судьбе человека, чья жизнь была полна тайн, а биография насыщена самыми невероятными событиями. Речь идет о Петре (Жамсаране) Бадмаеве, крестном сыне императора Александра III, уроженце Агинской степи, сумевшем стать приближенной особой к царской семье. Говорят, что легендарный Григорий Распутин по-настоящему боялся только Бадмаева. Среди современников Петр Александрович считался фигурой едва ли не мистической. О судьбе тибетского лекаря написано много, однако большинство фактов о его судьбе часто бывают искаженными и противоречат друг другу. Известно, что у Бадмаева, к счастью, есть много потомков. Один из них - писатель Борис Гусев, внук уроженца Забайкалья - опубликовал несколько литературных произведений и немало публицистики о своем деде. Сегодня на страницах "Экстры" - некоторые выдержки Гусева о этапах жизни Петра Бадмаева.

Судьбу предопределил брат

Жамсаран был самым младшим, седьмым сыном Засогола Батмы - скотовода средней руки. Старший сын в семье - Сультим - был эмчи-ламой (лекарем) и прославился своим искусством лечить по системе врачебной науки Тибета. Когда в Забайкалье вспыхнул тиф, то власти обратились за помощью к бурятским лекарям. В борьбу с эпидемией вступил Сультим со своими помощниками. Успешные результаты лечения удивили губернатора Восточной Сибири графа Муравьева-Амурского. По рекомендации степняка пригласили в Петербург и устроили ему испытание в Николаевском военном госпитале, поручив лечить своими средствами самых безнадежных больных, в том числе страдающих бугорчаткой и раком. В итоге Сультим был награжден чином, с правом носить военный мундир и в служебном отношении пользоваться правами, присвоенными военным врачам.

Александр Александрович Бадмаев (он был наречен на русский манер Александром - Б.Н.) открыл в Петербурге аптеку лекарственных трав и занялся частной практикой. Еще перед отъездом в столицу он ходатайствовал перед губернскими властями, чтобы его младшего брата Жамсарана приняли в Иркутскую русскую классическую гимназию, которую тот в итоге закончил с золотой медалью. Теперь Александр просил родителей отпустить Жамсарана в Петербург - ему нужен был помощник, а в дальнейшем и преемник.

Жамсаран быстро адаптировался в новой среде, поступил на Восточный факультет Санкт-Петербургского университета. Одновременно начал посещать лекции в Медико-хирургической Академии в качестве вольнослушателя с правом сдачи экзаменов. Он был чрезвычайно энергичным, общительным юношей с пытливым умом, всюду успевал, а вечерами перенимал от старшего брата тайны врачебной науки Тибета. Заочно сдав экзамены в Академии и получив право врачевания, Бадмаев, имея запас знаний европейской медицины, решил посвятить себя и медицине тибетской.

Дипмиссия на Восток

По примеру брата он крестился и взял себе имя Петр в честь своего кумира Петра Великого; отчество по имени императора. Крестным отцом его стал наследник-цесаревич, будущий император Александр III. По окончании университета Петру предложили должность чиновника 8 класса в Азиатском департаменте МИД Российской Империи. Работа была связана с поездками в Китай, Монголию, что отвечало его планам: добыть подлинные рукописи книги "Жуд-Ши" - главного руководства по изучению врачебной науки Тибета.

К сожалению, брат Александр рано умер, в 1873 году. И аптека, и пациенты перешли к Петру. Этот период в жизни Бадмаева мало известен. Он ездил с поручениями своего департамента в Тибет, Китай и Монголию, встречался с эмчи-ламами, стремился перенять у них как можно больше. Во время этих поездок Петр Александрович, естественно, ознакомился с событиями, происходящими в странах Востока. Побывав в Китае, он пришел к выводу, что правящая там маньчжурская династия скоро должна пасть (этот прогноз позднее подтвердился). Эти и многие другие мысли, в том числе и о преобразовании Приамурского края он изложил в записке о русской политике на Востоке. Записка эта датирована 1893 годом, и ее анализ компетентными службами сыграл большую роль во внешней политике России.

Вскоре Бадмаев получил генеральский чин действительного статского советника. После смерти Александра III в 1894 году он ушел в отставку и посвятил себя исключительно тибетской медицине.

"Как врач не имел равных..."

В Петербурге П.А.Бадмаев уже широко известен как врач. Об этом свидетельствует статья о нем, помещенная в энциклопедии Брокгауза и Ефрона: "Бадмаевы - два брата, буряты. Александр Александрович Бадмаев был лектором калмыцкого языка Санкт-Петербургского университета в 60-х годах; Петр Александрович Бадмаев - младший брат и воспитанник предыдущего, родился в 1849 г. Лечит все болезни какими-то особыми, им самим изготовленными порошками, а также травами; несмотря на насмешки врачей, к Бадмаеву стекается огромное количество больных". По свидетельствам очевидцев, иногда увидев бедно одетого человека, пришедшего к нему на прием, говорил ему: "Спрячьте деньги, потом, потом, ..." и лекарства давал бесплатно. А, к примеру, миллионер Манташев за визит к доктору оставлял не менее 25 рублей золотом.

Как врач Бадмаев не имел равных. Лекарь встречал пришедшего к нему на прием больного и начавшего, было, излагать свои жалобы, фразой: "Подождите! Вначале я попробую определить то, чем вы страдаете, а если ошибусь, поправьте меня... ", - и тут же, вглядевшись в лицо пациента и прослушав его пульс, начинал говорить, чем страдает больной. Тот бывал поражен точностью диагноза и уже безоговорочно начинал верить в доктора.

По мере того как росла его слава, Бадмаева стали приглашать во дворец, обычно к одной из великих княжон, дочерей царя. Иногда во время посещения доктора появлялся император Николай II, которого Петр Александрович знал еще в юном возрасте. Поэтому врач считал возможным обращаться к нему с письмами. В частности, он жаловался царю на притеснения бурят при министре внутренних дел Плеве, запретившем им вести кочевой образ жизни. Несмотря на то, что он отстоял право номадов свободно перемещаться по степи, Плеве грозил выслать его в Архангельск. Бадмаев в ответ на эту угрозу отослал министру письмо, в котором была фраза: "Что касается Архангельска, то я поеду туда лишь вместе с Вами". По отзывам тех, кто лично знал П.А. Бадмаева, он был очень смелым человеком.

В 1919 году, находясь в заключении в Чесменском лагере, Бадмаев дал пощечину коменданту лагеря за то, что тот посмел обратиться к нему грубо и на "ты". Комендант отправил его на двое суток в карцер - в каменный мешок, где только можно было стоять по щиколотку в ледяной воде. После этого Петр Александрович впервые заболел тифом, который свирепствовал в лагере.

Дело Бадмаева живет

Волнения за близких, тюрьмы, допросы подорвали железное здоровье лекаря. Он легко мог бы избежать всех неприятностей, если бы выступил в газете со статьей, лояльной к новой власти, или принял бы иностранное подданство, как предлагал ему японский посол и при этом гарантировал беспрепятственный выезд из страны с семьей. Но он не захотел покинуть Россию в тяжкий час испытаний и испил всю чашу разочарования, крушения надежд.

Умер Бадмаев дома, в кругу семьи. 1 августа 1920 года его похоронили на Шкваловском кладбище. Умирая, он взял слово со второй жены Елизаветы Федоровны, что даже в день его смерти она не пропустила бы приема больных и продолжила его дело. Супруга выполнила завет мужа. С 1920 по 1937 годы она вела прием, имея официальное разрешение Ленгорздравотдела.

К сожалению, газетная полоса не позволяет рассказать о других, не менее интересных фактах из жизни известного земляка. Однако хотелось бы добавить, что Петр Бадмаев является автором объемного труда "О системе врачебной науки Тибета", издателем первой в Чите частной газеты "Жизнь на восточной окраине" (1896 г.), инициатором строительства до сих пор действующего дацана в Санкт-Петербурге…

Потомки его семьи живут и практикуют не только в России, но и за рубежом: в Польше, США. В Швейцарии сыном Александра Бадмаева Владимиром создан тибетский медицинский центр. Дело Петра Бадмаева продолжается и по сей день.

Прими участие!

Первый тур конкурса "Великие люди Забайкалья" продлится до 30 ноября. По его завершению будут определены 12 человек - участников финального голосования, которое пройдёт с 1 по 31 декабря. Результаты голосования будут объявлены 13 января в День российской прессы. Принять участие в акции "Великие люди Забайкалья" можно проголосовав на Интернет-сайте http://persona.zabmedia.ru , в газетах "Экстра" и "Вся Чита" или отправив SMS-сообщение на номер 5522.

Голосуя за «людей», отправьте SMS-сообщение со своего мобильного телефона на короткий номер 5522 с текстом ВЛ (VL), затем пробел и номер выбранного кандидата или его фамилию. Голосуя за «чудо», отправьте SMS-сообщение со своего мобильного телефона на короткий номер 5522 с текстом ЧУДЕСА (CHUDESA), затем пробел и номер выбранного чуда или его название.

Важные и оперативные новости в telegram-канале "ZAB.RU"
Мы используем cookies для корректной работы сайта и сбора статистических данных в Яндекс.Метрика, предусмотренных политикой конфиденциальности